КТЖ ожидает возврата топливных складов компанией Тимура Кулибаева
Компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ, «дочка» «Самрук-Казыны») ожидает возвращения ей топливных складов, которые были переданы частным компаниям в начале 2000-х годов, сообщил «Курсиву» заместитель председателя правления КТЖ Ануар Ахметжанов.
«Это же в рамках демонополизации рассматривается. Исторически это наше (топливные склады, ранее принадлежавшие КТЖ – Курсив). Это часть нашего технологического процесса по сути. Это заправка наших локомотивов… Есть решение суда по южной части, в рамках комиссии по демонополизации южную часть (топливных складов, ранее принадлежавших КТЖ – Курсив) уже передают в собственность КТЖ. ТЭК-Казахстан (компания «Топливно-энергетический комплекс Казахстан» — «дочка» «Торговый дом ТЭК-Казахстан» — Курсив) — это же не единая организация», — сказал он «Курсиву».
По его словам, в нацкомпании рассчитывают на возврат и других топливных складов, принадлежавших КТЖ.
«По остальным пока решения нет еще. Решение было месяца два назад – именно часть ТЭК передать КТЖ, по остальным еще нет (решения суда – Курсив)», — сказал он.
Ахметжанов также объяснил почему КТЖ не стала создавать аналогичную сеть топливных складов, предпочтя работать с частной компанией. По его словам, сложность заключалась в поиске близлежащих земельных участков и крупных инвестициях в строительство. Кроме того, замглавы нацкомпании не исключил того, что частная компания продолжит оказывать услуги КТЖ и после передачи топливных складов.
«С ними работали. Одномоментно заправку всех локомотивов убрать и создать альтернативную сеть невозможно… Оно передано и они нам договорные услуги оказывали. Сейчас просто говорят о том, чтобы из права собственности передать КТЖ. А услугу также компания будет оказывать (КТЖ – Курсив). Но собственники будут не они, а мы», — сказал он.
Процесс по возврату в госсобственность топливных складов, приватизированных в начале 2000-х годов, идет с начала текущего года. Специализированный межрайонный экономический суд Астаны своим решением 4 сентября частично удовлетворил иск главной транспортной прокуратуры к КТЖ, компаниям «ТЭК-Казахстан», «Торговый дом «ТЭК-Казахстан», а также к Halyk Bank о признании недействительными сделок и истребовании имущества из чужого незаконного владения.
7 ноября в суд обратилось «Правительство для граждан» по Акмолинской области, чтобы ему разъяснили сентябрьское решение в части объектов недвижимости. В документах отмечается, что судебное решение в отношении топливных складов, расположенных по всей республике, было исполнено частично.
ТД «ТЭК-Казахстан» пыталось внести исправления в решение суда от 4 сентября, однако столичный суд не сделал этого. Представители «ТЭК-Казахстан» и Halyk Bank также обращались в суд, чтобы снять аресты с движимого и недвижимого имущества топливной компании, в чем им было отказано.
РГП КТЖ реализовало в ноябре 2001 года топливные склады компании «ТЭК-Астана» за 96,3 млн тенге (по официальному курсу Нацбанка на тот день — $649,3 тыс.), «ТЭК-Батыс» – за 43,6 млн тенге ($294 тыс.), «ТЭК-Алматы» — за 91,8 млн тенге ($618,8 тыс.). Позднее объединенная компания стала называться ТД «ТЭК-Казахстан», а право на топливные склады зарегистрировали за «ТЭК-Казахстан». Halyk Bank неоднократно предоставлял кредиты под залог данного имущества.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда своим постановлением 13 июля признала недействительной сделку купли-продажи топливных складов, заключенную РГП КТЖ и «ТЭК-Алматы». После этого истец решил истребовать имущество из чужого незаконного владения.
При этом «ТЭК-Казахстан» и ТД «ТЭК-Казахстан» отмечали, что земельные участки под складами были приобретены самостоятельно. Склады были модернизированы и расширены, а также приобретены дополнительные земельные участки и построены новые здания и сооружения.
Данное недвижимое имущество является неразрывным объектом инфраструктуры топливных складов и не может быть отделено, что делает возврат топливных складов невозможным, сообщали они в суде. «ТЭК-Казахстан» называлось добросовестным приобретателем, поскольку до передачи ему имущества по возмездной сделке не знало или не должно было знать о том, что лицо, у которого приобретено это имущество, не имело права его отчуждать.
Halyk Bank поддержал эти доводы, отметив, что предметом залога является не только имущество по оспариваемым сделкам, но и приобретенные позднее земельные участки и возведенные на них объекты недвижимости. «ТЭК-Казахстан», ТД «ТЭК-Казахстан» и банк подали ходатайство о применении срока исковой давности.
Однако в суде отметили, что ответчик не лишен права заявить впоследствии о понесенных расходах, связанных с улучшением имущества и возведении новых зданий и сооружений. При этом акиматы предоставляли земельные участки для обслуживания топливных складов, которые стали спорным имуществом.
Суд принял решение истребовать из чужого незаконного владения в собственность КТЖ различное имущество (не везде оно было представлено топливными складами) на 49 станциях. Также суд признал недействительными договоры о залоге недвижимости «ТЭК-Казахстан» в Halyk Bank.
Главная транспортная прокуратура, как сообщалось в мае, подала иск в столичный суд к министерству индустрии и инфраструктурного развития (МИИР, позднее было разделено на министерство промышленности и строительства, а также министерство транспорта) с целью признания незаконным приказа министерства транспорта и коммуникаций, по которому стала возможной приватизация топливных складов КТЖ, которые в итоге достались компании зятя первого президента Нурсултана Назарбаева – Тимура Кулибаева, которому также принадлежит Halyk Bank.
Главная транспортная прокуратура подала иск к министерству индустрии и инфраструктурного развития с целью признать незаконным приказ от 9 марта 2000 года «Об утверждении перечня основных средств РГП (республиканское государственное предприятие) «Казахстан темир жолы», которые подлежали реализации, а также приказы министра транспорта и коммуникаций (позднее эти функции перешли к МИИР) Карима Масимова от 17 октября 2001 года (27 ноября 2001 года Масимов был назначен заместителем премьер-министра Касым-Жомарта Токаева, который возглавлял правительство Казахстана с октября 1999 года по январь 2002 года. В январе 2002 года Токаев подал в отставку и позднее был назначен Назарбаевым на должность государственного секретаря – министра иностранных дел), которыми в этот перечень были добавлены материальные базы, топливные и угольные склады, а также материально-хозяйственные склады топлива и иные объекты, предназначенные для обеспечения локомотивов горюче-смазочными материалами.
В результате буквально через неделю после этого, 24 октября 2001 года, генеральный директор КТЖ Аблай Мырзахметов (с момента создания РГП КТЖ в 1997 году был первым заместителем гендиректора, в 1998–2001 годах – гендиректором, а 27 ноября 2001 года был назначен министром транспорта и коммуникаций, сменив на этой должности Карима Масимова, который стал вице-премьером. В марте 2002 года Мырзахметов был отстранен от должности министра транспорта Назарбаевым до завершения ряда уголовных дел, заведенных генеральной прокуратурой по итогам проверки деятельности КТЖ в 1997–2001 годах. 17 мая 2003 года Верховный суд приговорил Мырзахметова к пяти годам лишения свободы условно с конфискацией имущества) издал приказ о реализации объектов дирекции материально-технического снабжения с перечнем из 80 пунктов. Таким образом, через несколько недель после приватизации топливных складов КТЖ Масимов и Мырзахметов получили повышение.
На основании этих приказов топливные склады были проданы 5 ноября 2001 года компаниям «ТЭК Алматы», «ТЭК-Астана» и «ТЭК-Батыс». В открытом доступе данных об этих компаниях уже нет, но единственным частным заинтересованным юридическим лицом по делу выступает компания со схожим названием – «Торговый дом «ТЭК Казахстан», принадлежащая зятю первого президента Нурсултана Назарбаева – Тимуру Кулибаеву и владеющая крупнейшей сетью из 53 топливных складов.
Другими заинтересованными лицами по делу указывались «Самрук-Казына», КТЖ и комитет транспорта МИИР.
3 февраля агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) сообщило о выявленных фактах установления монопольно высокой цены на приемку, хранение и отпуск жидких, сыпучих и тарированных грузов (дизтоплива) «Торговым домом «ТЭК-Казахстан», который был обвинен в злоупотреблении доминирующим положением. Материалы расследования были переданы в департамент экономических расследований Астаны и возбуждено уголовное дело. В результате компания выплатила 1,6 млрд тенге штрафа.
Компания «Торговый дом «ТЭК-Казахстан» является самой крупной сетью топливных баз в республике. Работающая с 2001 года компания владеет 53 топливными базами по всему Казахстану общей емкостью 234 тыс. кубометров дизтоплива, 7,5 тыс. кубометров бензина, 16 тыс. кубометров масел и смазок, а также 130 тыс. тонн угля и прочих сыпучих грузов. По данным Statsnet.kz, выручка ТД «ТЭК-Казахстан» за 2022 год составила 160,8 млрд тенге.