Датский брокер Saxo Bank представил свежую версию своих «безумных прогнозов» на следующий год. Аналитики компании представили, каким может стать мир, в особенности финансовый, в случае реализации сценариев, которые сейчас кажутся крайне маловероятными.
На этот раз прогнозы составлялись разными сотрудниками Saxo Bank, а не главным экономистом Стином Якобсеном, который в прошлые годы отвечал за рубрику единолично. Среди прогнозов его коллег выделяется о скором конце капитализма в США. По мнению Алтеа Спиноцци, отвечающей за направление инструментов с фиксированной доходностью, в следующем году Вашингтон столкнется с системным бюджетным кризисом, который, в свою очередь, спровоцирует проблемы на долгом рынке. Правительство в преддверии выборов и на фоне вооруженных конфликтов в разных частях Земли станет наращивать бюджетные расходы, что потребует от него резко увеличивать объемы заимствований.
В то же время ускоряющаяся, несмотря на высокую ставку Федеральной резервной системы, инфляция стимулирует иностранных инвесторов искать другие направления для вложений и распродавать казначейские облигации. Под воздействием растущего предложения их цена будет падать, а доходность, напротив, повышаться. Чтобы нормализовать ситуацию и вернуть инвесторов, власти попробуют отменить налоги на прибыль от операций с госдолгом. В итоге почти все государственные бумаги будут сосредоточены в руках американских держателей, зато стоимость финансирования удастся стабилизировать.
Дефицит бюджета впервые со времен Второй мировой войны превысит уровень 10% ВВП (не считая краткосрочного превышения во время пандемии коронавируса). Трейдеры и институциональные инвесторы массово придут на рынок акций. Элитная группа компаний с наибольшей рыночной капитализацией, прозванная «великолепной семеркой» (Apple, Alphabet, Microsoft, Amazon, Meta, Tesla и Nvidia), пополнится пятью новыми участниками: фармацевтическими компаниями Elli Lilly и Novo Nordisk, банком JPMorgan Chase, модным холдингом LVMH и производителем литографического оборудования ASML. Этому поспособствуют новые масштабные правительственные программы поддержки банков и населения. В результате разрыв между инвесторами и всеми остальными будет только увеличиваться, и компании за пределами новой элитной группы столкнутся с жестким кризисом.
Совокупность этих факторов будет, по мнению Спиноцци, означать конец капитализма в США, поскольку «деньги перейдут от частных корпораций к государству», а владение более рискованными активами станет гораздо дороже. Государство начнет активно вмешиваться в критически важные отрасли экономики и запустит волну приватизации.
Глава валютного подразделения Saxo Bank Джон Харди считает, что такая ситуация станет благоприятной для первой в истории победы на президентских выборах в США стороннего кандидата, не представляющего ни одну из главных партий. Им станет племянник Джона Кеннеди Роберт, которому удастся сыграть на главных недостатках конкурентов: милитаризме демократов и хищном капитализме республиканцев. Независимый политик сможет воспользоваться успешным выходом страны из рецессии (которая в действительности еще не началась) и превратит 15-процентную поддержку избирателей по состоянию на середину года в 38-процентную к моменту выборов в ноябре.
Аналитики Saxo Bank Оле Хансен и Ким Ларссон ждут, что в 2024 году мировые цены на нефть марки Brent достигнут беспрецедентных $150 за баррель. Это станет возможным благодаря провалу «зеленого перехода» на альтернативные источники энергии на фоне высокой инфляции и доминирующему положению на рынке ОПЕК+. Лучше всех ситуацией воспользуется Саудовская Аравия, бюджет которой получит дополнительные доходы для структурной модернизации экономики. Реформы предполагают снижение зависимости от экспорта энергоресурсов и превращение страны в туристический и инновационный хаб.
Наследный принц Мухаммед бин Салман захочет развить успех национального футбольного чемпионата, участники которого за последний год купили многих звездных игроков, и приобретет главный клубный турнир мира — европейскую Лигу чемпионов. На ее базе принц создаст глобальное соревнование, в котором будут выступать сильнейшие команды не только Европы, но и других континентов.
Стин Якобсен предсказывает глобальный торговый кризис, который обернется проблемами для стран с дефицитом счета текущих операций (раздел платежного баланса, в котором учитываются денежные потоки от торговли товарами и услугами). В теории, пишет Якобсен, отсутствие преград в мировой торговле должно приводить к тому, что дефицит текущего счета компенсируется естественным образом за счет ослабления национальной валюты (товары местных производителей становятся конкурентнее на внешних рынках и позволяют зарабатывать больше иностранной валюты, необходимой для поддержания курса национальной). Однако в реальности такой принцип не работает, и страны контролируют курс национальных валют, в результате чего дефицит и профицит в отдельных странах лишь усугубляется с годами.
Шесть ведущих стран с наибольшим дефицитом текущего счета в 2024 году могут создать клуб (Якобсен называет его Римским), в котором будут обсуждать свои проблемы и добиваться совместного сокращения дефицита и уравнения с профицитными государствами. Основателями организации выступят США, Великобритания, Индия, Бразилия, Канада и Франция. Главная их цель будет заключаться в укреплении валют своих «противников». При этом в реальности США едва ли решат участвовать в такой инициативе, поскольку именно дефицит счета текущих операций страны обеспечивает статус доллара как резервной валюты и основного средства платежа во всем мире, а также позволяет наращивать госдолг. В противном случае торговые партнеры Вашингтона не смогли бы накапливать заработанные доллары и инвестировать их в казначейские облигации американского Минфина.
Рыночный аналитик Saxo Bank Чару Чанана считает 2024-й годом, когда банк Японии радикально изменит свой подход к денежно-кредитной политике. По ее мнению, популистские меры премьер-министра Фумио Кисиды в преддверии выборов (например, всеобщее повышение зарплат) могут стимулировать внутренний спрос и заставить японцев отказаться от сберегательной модели поведения. Бизнес, в свою очередь, существенно нарастит капиталовложения, и все вместе это приведет к росту ВВП на 7% в год.
В таких условиях Банк Японии больше не обязан будет проводить жесткую монетарную политику, направленную на поддержание стимулов для экономики через дешевое финансирование (которым компании долгое время не пользовались в полной мере из-за отсутствия спроса и дефляции). Традиционно меры регулятора в последние годы включают контроль кривой доходностей гособлигаций. Доходности не могут отклоняться от заранее заданного коридора, и для соблюдения этого правила Банк Японии прибегает к операциям на открытом рынке. В 2024 году, по мнению Чананы, от такой практики могут отказаться, что приведет к резкому росту привлекательности японского госдолга. Местные инвесторы начнут массово распродавать активы за рубежом и вкладываться в домашний госдолг, что в конечном итоге снова приведет к падению его доходности.
Наконец, руководитель направления рынка акций Saxo Bank Петер Гарнри считает, что в следующем году Евросоюз введет давно обсуждаемый налог на ультрабогачей со ставкой 2% от стоимости их имущества. Он будет уплачиваться ежегодно и сможет приносить в европейский бюджет дополнительные 42 млрд евро. Такая мера обрушит спрос на предметы роскоши и приведет к кризису в модной индустрии. Акции французского холдинга LVMH, принадлежащего богатейшему французу Бернару Арно, обвалятся на 40%.