Министерство обороны Казахстана опровергло заявление главы Минобороны России Сергея Шойгу о том, что у РК и РФ есть соглашение по объединенной системе противовоздушной обороны (ПВО) в рамках ОДКБ.
Что произошло. Минобороны Казахстана ответило на запрос «Курсива» о создании объединенной системы ПВО в рамках ОДКБ.
«В настоящее время Казахстан является участником объединенной системы противовоздушной обороны государств — участников СНГ. Какие-либо соглашения по объединенной системе ПВО в рамках ОДКБ не подписаны», — сообщило Минобороны «Курсиву».
Контекст. В понедельник, 27 ноября, глава Минобороны России Сергей Шойгу заявил, что по двустороннему соглашению стран — участниц ОДКБ создана объединенная система противовоздушной обороны.
«Объединенная система ПВО, она есть в СНГ. А в ОДКБ она по факту сделана. Если требуется оформление документальное, мы будем оформлять документально. Но с каждой из стран — членов ОДКБ у нас есть соглашение двустороннее, и по этому двустороннему соглашению система создана», — заявил тогда Шойгу.
Министр обороны России отметил, что двустороннее соглашение есть с каждой страной ОДКБ — с Казахстаном, Арменией, Кыргызстаном, Таджикистаном и, «естественно», с Беларусью. Он также добавил, что периодически проводятся учения и ПВО поддерживается в боевом состоянии.
С кем у Казахстана есть объединенная ПВО. Казахстан является участником объединенной системы противовоздушной обороны государств — участников СНГ. Объединенная ПВО государств — участников СНГ создана в соответствии с Соглашением о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств — участников СНГ 10 февраля 1995 года.
В рамках ОС ПВО СНГ на основании двусторонних договоренностей между министерствами обороны Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана организовано совместное боевое дежурство по противовоздушной обороне по охране внешних границ государств — участников СНГ.
У Казахстана и России также есть соглашение о создании Единой региональной системы ПВО, которое было подписано министрами обороны 30 января 2013 года (ратифицировано РФ — 28 декабря 2013 года, РК — 26 мая 2014 года).