Что волнует казахстанских фермеров и как это отразится на ценах на хлеб и муку

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Казахстанские фермеры жалуются на плохой урожай пшеницы. Фото: shutterstock

Казахстанские фермеры заявили о самом неудачном урожае пшеницы за последние годы. По их словам, снизились не только объемы собранного урожая, но из-за осадков половина зерна оказалась непригодна для продовольственных целей – производства муки и хлеба. В ходе международной конференции Asia Grains&Oils Conference игроки рынка и госорганы обсудили, как улучшить положение фермеров и не допустить роста цен на продукты питания.

Низкий урожай пшеницы и дефицит продовольственного зерна

Урожай пшеницы в Казахстане в текущем сезоне (весна-осень) составил около 12 млн тонн (9 центнеров на гектар) против 16 млн тонн и 12,5 ц/га в предыдущем. Из урожая в 12 млн тонн только половина (54%, или 5,5 млн тонн) действующими стандартами оценивается как зерно продовольственного качества – 3-го и 4-го классов. Остальные 46% — это неклассная (фуражная) пшеница. Переходящий на следующий год остаток составляет, по разным оценкам, от 1,5 млн до 3 млн тонн. Однако фермеры утверждают, что он низкого качества, так как на элеваторах смешали всю пшеницу.

«В связи с тем, что было принято решение принять проросшую пшеницу на элеваторы, чтобы поддержать фермеров и остановить пророст зерна путем сушки. Ту пшеницу, которая оставалась на элеваторах, крестьяне не успели вывезти и начали перемешивать. На элеваторах очень сложная обстановка. Урожай 12 млн тонн. Элеваторы полностью забиты зерном. От этого высока вероятность дальнейшего ухудшения качества урожая 2023 года», – заявил директор агрофирмы Harvest Kazakhstan Даулет Увашев.

Такой ситуации не было с 2005 года, когда случился массовый пророст пшеницы (происходит из-за высокой влажности, такое зерно не подходит для продовольственных целей, к примеру, для производства муки). Однако спикер уточняет, что агрономы склоняются к тому, что в 2005 году ситуация была лучше, они вспоминают 1980-е, когда было нечто подобное (по данным сайта «Казах-зерно», в 1984 году была неудовлетворительная урожайность).

Также, по словам фермеров, в некоторых регионах посевные площади были списаны из-за нецелесообразности их уборки, есть регионы, которые не смогли завершить уборку по сей день из-за обильных осадков. К примеру, осенью техника не могла заехать на поля из-за дождей. От этого процесс уборки остановился на 40 дней, пострадало качество и возникли дополнительные затраты, связанные с необходимостью сушки зерна.

«Все это в совокупности приводит к кризисным условиям в сельском хозяйстве. Дожди, которые прошли, не были характерными, что сказалось на качестве урожая. В плане погоды самый главный ограничительный фактор в Казахстане – низкая доля осадков и более быстрые темпы повышения температуры по сравнению с остальными регионами (2,5 градуса по Цельсию по сравнению с 1,5 градуса)», – говорит учредитель группы компаний «Северное Зерно» Евгений Карабанов.

Спикер указал на «расслабленность» переработчиков, плохое качество агротехники, удобрений, средств защиты растений. Карабанов также жаловался на то, что не все фермеры могут получить положенные субсидии в силу разных причин – неработающая программа, недостаточно средств в бюджете, недостаточно людей для рассмотрения заявок.

«На сегодня уровень господдержки вроде большой – более 400 млрд в год. Но она настолько неэффективна в силу ее сроков, механизмов реализации. Надо сеять и убирать в определенные сроки, а не когда в бюджете есть деньги», – считает фермер.

Непостоянство погоды привело к скачкам цен на казахстанскую пшеницу на международном рынке. К примеру, после 15 сентября цены на зерно третьего и четвертого класса поднялись до $380–400 за тонну. После обильных дождей в октябре-ноябре стоимость просела до $250–260 за тонну.

«Ажиотаж был очень мощный, отгрузки пошли. Но нас тут же остановила КТЖ, в октябре она прекратила согласовывать вообще все планы. В направлении Узбекистана, Таджикистана экспорт срезался до 25–30%», – сетует Увашев.

Фермер также отмечает, что цены на неклассную пшеницу низкие и продолжат снижаться. На начало декабря она продавалась по $150 за тонну. Прогнозируется падение цены до $45–40 при сильном проросте пшеницы. Из-за этого фермеры терпят убытки, также возникает дефицит продовольственной пшеницы.

«Вопрос только в том, останется ли к февралю в Казахстане хорошая тройка [пшеница третьего класса]. Сейчас никакой гарантии на это нет. Число падения будет снижаться, так как на элеваторах смешали всю пшеницу. Про качественную пшеницу мы можем забыть до июня», – считает Даулет Увашев.

Как решат вопрос с неклассной пшеницей

Чтобы сохранить урожай и разгрузить элеваторы, Евгений Карабанов предлагает экспортировать неклассное зерно в Китай. В случае решения вопросов с доставкой и инфраструктурой, Казахстан сможет продать туда 1,5 млн тонн. Китай предлагает за пророщенную пшеницу $160–165 за тонну и использует ее для получения спирта, биотоплива, комбикормов, специализированной муки, пищевых добавок и других товаров.

Участники конференции говорили об активном спросе на неклассную пшеницу также со стороны Афганистана и Узбекистана. По оценкам Даулета Увашева, интерес со стороны Афганистана к такому зерну продлится еще несколько месяцев. В феврале он ожидает резкий всплеск спроса на казахстанскую пшеницу со стороны Узбекистана.

«За это время фермерам нужно быстро подстроиться и продать зерно за рубеж по высокой стоимости. А в апреле на рынок уже зайдет российская пшеница, соответственно, это отразится на нашей цене. А потом и в Узбекистане пойдет свой урожай. Сейчас у нас осталось фактически следующие рынки – Китай, Средняя Азия и Афганистан», – добавил Увашев.

В свою очередь, генеральный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов указывает, что Китай не спешит открывать свой рынок и будет сильно торговаться. На данный момент экспорт казахстанского зерна в эту страну составляет всего сотни тысяч тонн, хотя ожидали миллионы.

Ранее глава Зернового союза Нурлан Оспанов заявлял, что поставки в Китай ограничены организационными сложностями. В случае их успешного разрешения объем экспорта пшеницы пятого класса и неклассного зерна в Китай может составить около 1 млн тонн в год. На внутреннем рынке можно продать также около 1 млн тонн. При этом нереализованными останутся примерно 3 млн тонн, добавил глава Зернового союза.

Оспанов утверждал, что Минсельхоз и «Продкорпорация» не смогут решить вопрос экспорта неклассного зерна из-за недостаточной пропускной способности транспортной инфраструктуры Казахстана и мощности принимающих сторон. 

Из-за некачественного зерна могут подорожать хлеб и мука

Президент Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкар Ибрагимов считает, что высокая доля неклассной пшеницы может привести к тому, что в течение полугода большую часть продовольственной пшеницы вывезут, а в стране останется минимум. От этого вырастут цены на зерно, муку и хлеб. По его словам, исправить ситуацию может развитие глубокой переработки зерновых.

«Реально могло бы помочь, если бы в течение 10–15 лет в стране развили глубокую переработку зерновых, в частности пшеницы. Можно было бы делать глютен, спирт, крахмал. Но профильные министерства пошли другим путем. Продают муку и зерно и считают, что развитие глубокой переработки не нужно», – сетует глава НАПМК.

Если рынок столкнется с дефицитом классной пшеницы (ее в основном везут из РФ), могут вырасти цены на муку и хлеб. Глава «Продкорпорации» Асылхан Джувашев сказал, что постарается не допустить такой ситуации. Российские власти уже ввели запрет экспорта отдельных видов продукции, в том числе твердых сортов пшеницы с 1 декабря 2023 по 31 мая 2024 года. Между тем на конференции глава ПКК Джувашев говорил, что вероятность такого сценария низкая. Он утверждал, что недостающий объем может закрыть импорт из России.

«Зерна у нас достаточно, чтобы обеспечить и внутренние потребности, и экспорт. Риски роста цен всегда есть, но в этом сезоне я уверен, что роста и резких скачков, как в прошлом сезоне, не будет. Сейчас заходит российская пшеница [до 1 декабря], она дешевле нашей и с хорошим качеством. Запасы у мукомолов на 1,5–2 месяца всегда имеются», – говорит Джувашев.

Кукуруза вытесняет пшеницу

Опрошенные «Курсивом» фермеры видят для своей отрасли нового конкурента. Андрей Сизов заявляет, что в мире в последние 20 лет объемы урожая кукурузы превышают показатели пшеницы. Он предполагает, что это произошло в результате «зеленой революции», расцвета технологий и ГМО. Сейчас, по словам эксперта, фермерам во всем мире выгоднее сеять кукурузу, а производство пшеницы становится все менее рентабельным.

«Принципиального улучшения нет. Либо пшеница должна торговаться по другим ценам, либо нужна «зеленая революция» в случае с пшеницей. Пока мы не видим большого роста урожайности пшеницы. Мировые запасы кукурузы ожидаются в размере 320 млн тонн, пшеницы – около 260 тыс. тонн. Пшеница становится менее важной культурой, в том числе в торговле», – добавляет он.

Рынок зерна в Казахстане будет долго восстанавливаться из-за сильного падения производства (на 5 млн тонн). На сложную ситуацию также повлияют неблагоприятные погодные условия в Сибири и на Урале (откуда Казахстан импортирует продовольственную пшеницу). Но несмотря на осадки, в РФ собрали около 91,5 млн тонн пшеницы. Правда, доля фуражной пшеницы выросла примерно с 25 до 30% и снизилась доля зерна третьего класса (до 30%), которое ввозили из Сибири.

В этой связи в Сибири наблюдается нетипичный для начала сезона рост цен (13 тыс. руб. за тонну). По словам Сизова, это еще одно свидетельство того, что поставки в Казахстан будут идти не такими высокими темпами, как ранее.

«По итогам сезона мы ждем примерно 49 млн тонн экспорта из России, это рекордный объем. Но он мог быть выше. В Казахстан Россия может ввезти около 1,7 млн тонн. Но не стоит забывать, что урожай в Сибири очень низкий и невысокого качества», – сказал эксперт.

Что происходит с ценами на пшеницу и как на них влияет российский рынок

Цены на пшеницу находятся на исторически низком уровне для последних лет: $230–250 за тонну продовольственного зерна. Андрей Сизов выразил мнение, что это происходит из-за большого урожая низкого качества в России, а также растущего производства зерна в мире.

«Но, несмотря на это, мы видим довольно существенное сокращение запасов пшеницы в мире, что пока не отражено в ценах. Аналитики указывают на возможное продолжение этой тенденции из-за возникших сложностей с посевом озимых в Европе и ухудшением прогноза урожая пшеницы в Австралии», – добавил эксперт.

Евгений Карабанов назвал цену в $250 «средней» и добавил, что если ее перевести в муку, то она будет стоить около 170 тенге за килограмм на полках. По его словам, закрывать границы с Россией республике невыгодно, так как многие мукомолы уже на протяжении пяти лет покупают зерно из этой страны. При закрытии границ они не смогут производить дешевую муку, также поднимется цена на зерно. Карабанов напомнил, что в апреле 2021 года РФ закрыла свой экспорт в РК. Цены взлетели со 120 тыс. до 180 тыс. тенге за месяц, и подорожала мука.

«Любое наше колебание цены тут же будет купироваться и закрываться российским зерном. РФ – страна с огромным объемом производства пшеницы и огромным экспортным потенциалом. У нас с ней более 7 тыс. км открытых границ», – сказал он.

При этом фермер отметил, что речи о подорожании хлеба не идет, так как «стоимость зерна невысокая из-за российского фактора». Карабанов утверждает, что пшеница из соседней страны формирует цены на казахстанское зерно из-за открытых границ и отсутствия барьеров в рамках ЕАЭС.

Хватит ли пшеницы Казахстану

Председатель правления «Продкорпорации» (ПКК) Асылхан Джувашев заявил, что, несмотря на небольшие объемы переходящих запасов зерна, его хватит для обеспечения продбезопасности. Он добавил, что нацкомпания может стать глобальным игроком на рынке. К примеру, поступали предложения стать крупным импортером или единым оператором экспорта зерна.

«Фермеры в тяжелом положении, потому что они заходят в весеннее-осенний период без собственных средств. Меры господдержки ограничиваются финансированием со стороны Аграрной кредитной корпорации  – 140 млрд тенге и со стороны ПКК – 80 млрд тенге весенне-полевые работы. В текущем году мы будем активно выходить на экспортные рынке для продажи обычного и неклассного зерна. Мы готовы выступать гарантом, оператором между продавцами и покупателями неклассного зерна», – сказал Джувашев.

Как «Продкорпрорация» поможет фермерам

В следующем году «Продкорпорация» закупит 200 тыс. тонн для мукомольных предприятий и 150 тыс. тонн для животноводческих и птицеводческих хозяйств. На Госкомиссии по вопросам модернизации экономики было принято решение, что ПКК купит 350 тыс. тонн зерна после выделения бюджетных средств. При этом внутри каждого класса будут установлены цены в зависимости от качественных характеристик. Джувашев уточнил, что на сегодняшний день в запасах ПКК имеется около 1 млн тонн зерна, в том числе 500 тыс. тонн продовольственного и 226 тыс. тонн фуражного.

Джувашев сказал, что в текущем году из-за погодных условий реализовался наихудший сценарий, при котором «Продкорпорации» предстоит одновременно использовать оба стабилизирующих инструмента: проведение товарных интервенций путем реализации высококачественной пшеницы для сдерживания роста цен на муку и социальный хлеб и интервенционный закуп излишков фуражного зерна.

«Для нас сейчас цель – стабилизировать рынок зерна. Со следующего года мы заходим на рынок с новым инструментом. Мы хотим соединить фермеров, переработчиков с покупателями, зафиксировать цены и обеспечить равные условия для всех. Мы можем стать мостиком, обеспечить стабильность цен и загрузку», – сказал он.

Он уверен, что фермерам выгоден небольшой рост цен. ПКК со своей стороны будет стабилизировать стоимость муки и хлеба, пообещал глава нацкомпании. Он предлагает помочь фермерам не только в части вывоза зерна, но и финансово. Джувашев говорит, что на форвардное финансирование фермеров будет выделено 40 млрд тенге в 2024 году.

«Мы видим обратную ситуацию, когда зерна нет, но цены падают вниз. Для нас высокие цены выгодны, чтобы поддержать фермеров. Также мы хотим субсидировать часть транспортных расходов для вывоза неклассной пшеницы в размере $20–30. Это стимулирует их продавать больше зерна. Мы также хотим, чтобы все трейдеры при продаже третьего класса пшеницы какую-то часть «некласски» тоже продавали», – предлагает глава ПКК.

МСХ планирует создать условия для конкуренции с Россией

Другие участники конференции высказывали свои предложения для разрешения ситуации с урожаем. Директор Союза производителей органической продукции Казахстана Арсен Керимбеков говорил о неопределенности мер господдержки, несогласованности действий работников МСХ, слабой межведомственной организации, отсутствии анализа ситуации и международного опыта, превентивных мер. Он предложил навести порядок в статистике, планировать бюджет и создавать госпрограммы по поддержке фермеров на 10 лет.

Председатель совета учредителей ассоциации «Союз зернопереработчиков Казахстана» Евгений Ган отметил, что проблемы на рынке зерна влияют на рост цен на продовольственные товары. По его словам, мукомолы производят не больше необходимого количества муки. Он считает, что нужно больше законопроектов в сфере АПК.

Вице-министр сельского хозяйства Азат Султанов признал, что решения, которые бы охватывали мерами поддержки всех фермеров, не принимаются, но уточнил, что впервые в истории Казахстана объем госсподдержки фермеров вырос до 90 млрд тенге (что противоречит словам главы ПКК о выделении 220 млрд тенге). Султанов сказал, что правительство должно создать все условия, чтобы увеличить урожайность.

«Дальнейшее воздействие геополитики и влияние на казахстанский рынок соседних стран все равно будет ощущаться. В следующем году нужно показать возможность конкурировать и создать все условия. Кулуарных решений не будет, они будут приниматься совместно после обсуждений с бизнес-сообществом», – заверил вице-министр.

Директор Harvest Kazakhstan Даулет Увашев прогнозирует, что в следующем сезоне Казахстан сможет поставить на внешние рынки порядка 9,4 млн тонн пшеницы (10,63 млн тонн в предыдущем). По его мнению, будет экспортировано 6 млн тонн мягкой пшеницы, 0,6 млн тонн пшеницы дурум, а также 2,8 млн тонн муки в зерновом эквиваленте, что станет рекордным показателем за последние пять сезонов.

По оценкам Андрея Сизова, запасы зерновых в мире на конец сезона 2023–2024 годов составят 878 млн тонн, это на 18,6 млн тонн (2,2%) больше, чем годом ранее. При этом объем запасов пшеницы составит 315 млн тонн.

В начале лета Минсельхоз прогнозировал, что валовый сбор пшеницы в 2023 году достигнет 16 млн тонн (в итоге собрали около 12 млн тонн). В 2022 году, одном из лучших по урожайности за последнее десятилетие, казахстанские аграрии собрали 16,4 млн тонн пшеницы при прогнозе Минсельхоза в 13,4 млн тонн. По данным Казстата, площадь посевов зерновых и бобовых культур падала до 2000 года, и с тех пор медленно растет.

Читайте также