Истории

От Хемингуэя и Монро до Данилы Багрова и принцессы Дианы: как простые свитеры стали культовыми

Фото: seamapparel.com

В марте уходящего года англичанка Джоанна Осборн решила сделать то, что откладывала годами: разобраться с хламом на чердаке. Впрочем, в случае с дизайнером и совладелицей бренда трикотажа Warm & Wonderful это был не совсем хлам: среди старых игрушек и детских вещей встречались архивные эскизы первых моделей ее марки, образцы тканей и пряжи и т.д.

Через час она вскрыла очередную коробку, и увидела среди покрывал красный свитер с белыми овцами и одной-единственной – черной. Джоанна ахнула. Вскоре она уже звонила своей партнерше по Warm & Wonderful Салли Мьюир. «Свитер», — сказала она ей.

Примерно так летом этого года сайт vogue.com описывал историю вещи, которая через пару месяцев попадет на аукцион Sotheby’s в Нью-Йорке и станет не только главным лотом торгов, но и самой дорогой вещью принцессы Дианы, когда-либо проданным на аукционе: $1,14 млн. Не вечернее платье, не шикарная шляпа, не роскошная сумка, а свитер с овечками. Его уже назвали «культовым» — впрочем, так же, как грубый свитер Эрнеста Хемингуэя, мексиканский кардиган Мэрилин Монро или свитер с воротником апаш, что носил в фильме «Брат» Сергей Бодров-младший. Рассказываем, как удобным и совсем не гламурным трикотажным вещам удается оставаться в истории.

Свитер Эрнеста Хемингуэя

Фото: Юсуф Карш

Идея надеть на писателя для съемки свитер грубой вязки принадлежит автору снимка – канадцу Юсуфу Каршу. «Я ожидал увидеть писателя, составленного из героев его романов, — будет вспоминать позже фотограф. — Вместо этого в 1957 году в его доме Finca Vigía, недалеко от Гаваны, я нашел человека необычайно мягкого, самого застенчивого человека, которого я когда-либо фотографировал, — человека, жестоко избитого жизнью, но, казалось бы, непобедимого».

Каршу все равно хотелось, чтобы Хемингуэй был похож на персонажей своих книг – а брутальный свитер сразу вызывал ассоциации с романом «Старик и море» (кстати, фотограф не ошибался: сотни лет назад свитеры стали популярными, в том числе благодаря рыбакам). Так появился снимок, отпечаток с которого сегодня находится в экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке, а копии растиражированы по миллионам книг, сайтов, журналов и т.д. и т.п. Потому что Юсуф Карш опять не ошибся: поклонникам писателя во всем мире хотелось видеть своего кумира суровым, мужественным и не в галстуке. Именно после появления этой фотографии свитера грубой вязки стали трендом, причем среди совершенно конкретной аудитории – у геологов, альпинистов и полярников, то есть у тех, для кого в одежде важнее всего удобство и простота. Вряд ли кто-то из них догадывался, что свитер на Эрнесте Хемингуэе был совсем не простым: его выбрала в новой на тот момент коллекции Christian Dior и подарила своему великому мужу на день рождения его четвертая жена Мэри Уэлш.

Похожие модели – их в fashion-мире называют «свитерами рыбака» сегодня выпускают многие бренды, от Zara (цена – от $40) до Pringle of Scotland ($1,695) и The Row ($4,490).

Кардиган Мэрилин Монро

Мэрилин Монро внесла немалый вклад в дело популяризации трикотажных вещей: в 1960-х годах она часто появлялась в свитерах и снималась в них в кино. Один из самых парадоксальных ее кинокостюмов – в музыкальной комедии «Займемся любовью»: черное бикини, что-то вроде трико, а поверх, неожиданно – свитер с традиционными «косами».

В 1999 году этот свитер выставят на торги Christie’s — его купит французский дизайнер Gerard Darel. Лет через 10 бренд представит одну их первых «вариаций на тему» свитера Мэрилин – с тех пор они появляются в коллекциях Gerard Darel регулярно.

Еще один трикотажный образ знаменитой актрисы – из последней фотосессии в жизни Монро. На пляже в Санта Монике, в Калифорнии. На снимках она уютно кутается в теплый кардиган с явно этническим узором. Именно этот узор помог потом семье потомственных мексиканских вязальщиков по фамилии Нава узнать на снимках фотографа Джорджа Барриса свою работу. Один из них, Хуан Мартинес Нава, позже скажет в интервью, что эта вещь изменила их жизнь.

Согласно легенде, кардиган у мексиканских ремесленников купила студентка, приезжавшая в Мексику по программе обмена – кто знал, что она подарит его Мэрилин Монро, а та – наденет его во время одной из самых «непарадных», трогательных и атмосферных фотосессий?

На том же аукционе Christie’s в октябре 1999 года этот кардиган был продан за $167 500 (при оценочной стоимости $30 тыс. — $50 тыс.).

Свитер Сергея Бодрова

Российский художник по костюмам Анна Баштовая назвала свитер с воротником апаш, что носил главный герой фильма «Брат-2» Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова «кольчугой мифического богатыря» — и это очень точное определение. Данила, настоящий киногерой, во всех смыслах этого слова, должен был носить специальную – геройскую одежду. Как Киану Ривз в «Матрице» носит черный плащ. Режиссер Алексей Балабанов так и сказал своей жене Надежде Васильевой (она подбирала вещи для съемок): «Мне нужен герой». Надежда позже вспоминала, что ей почему-то представилось, что у Данилы должно быть что-то общее с революционным матросом, и она отправилась (по причине ограниченности бюджета) по секондхендам и барахолкам. После долгих хождений свитер – крупной вязки, «домашний» и уютный — был найден. И в нем на самом деле волшебным образом сочетаются «кольчужность» и домашний уют – к мужчине в таком свитере хочется прижаться, потому что знаешь: такой точно от всех защитит и спасет.

Самое интересное: поисковики в ответ на запрос «свитер Данилы Багрова» или «свитер из «Брата-2»» выдают не только интернет-магазины, где можно купить готовые вещи (например, примерно за $50), но и схемы вязания и мастер-классы. И, судя по количеству просмотров, эта модель пользуется у мастериц достаточной популярностью.

«Паршивая овца» Дианы Уэльской

И, возвращаясь к истории со свитером принцессы Дианы. Как он стал знаменитым? Через четыре месяца после объявления о помолвке принца Чарльза с Дианой Спенсер будущая принцесса появилась на соревнованиях по поло в красном свитере с овечками. На следующий день ее фотографии появились на первых страницах популярных изданий во всем мире. Основатели бренда Warm & Wonderful «проснулись популярными». Джоанна Осборн вспоминала, что она получила так много писем, что ей пришлось просить детей своих друзей прийти и помочь открыть и прочесть все. Вскоре Warm & Wonderful уже участвовал в Неделе моды в Нью-Йорке.

Фото Sotheby’s

Но до этого произошло еще одно событие: летом 1981 года, вскоре после того памятного матча по поло, основатели бренда, Джоанн Осборн и Салли Мьюир, получили письмо из Букингемского дворца, где говорилось, что Диана, к сожалению, повредила джемпер. «Можно ли его заменить или починить? – спрашивалось в письме. – Он ей так нравится».

Повреждение – это была оторванная манжета. Дизайнеры осмотрели вещь и решили, что лучше отправить будущей принцессе новый. Кстати, во второй модели черная овца поменяла место в стаде – но, похоже, никто этого не заметил. Диана продолжала с удовольствием носить свитер, который публика и журналисты стали называть «паршивой овцой» — и со временем это определение приобрело дополнительное значение. «Паршивая овца» – то есть, не такая, как все. Какой и была принцесса Диана.

Существуют тысячи фотографий Дианы Уэльской. В роскошных вечерних платьях, в строгих костюмах на официальных церемониях, в колье и диадемах – но свитер с забавными овечками не затерялся среди этого великолепия. О нем помнят и сегодня: исполнительница роли Дианы Эмма Корин появляется в его копии в четвертом сезоне сериала «Корона». Один из вариантов (1985 года выпуска) хранится в Музее Виктории и Альберта. Но тот, что нашла на своем чердаке Джоанна Осборн – особенный, потому что первый и с историей.

…Поменяв свитер Диане в 1981 году, она не стала избавляться от порванного – просто убрала его куда подальше. А когда в 2023-м обнаружила – вспомнила историю более чем 40-летней давности, потому что, по словам дизайнера, это был единственный случай в их практике, когда отрывалась манжета.

Основатели Warm & Wonderful решили, что свитер больше не должен оставаться у них, и позвонили в Sotheby’s. А потом и поехали и предъявили свитер плюс письма из Букингемского дворца. В аукционном доме начали процесс проверки, и, удостоверившись, что это та самая «паршивая овца» 1981 года, выставили на торги. Покупатель, который в итоге заплатил за свитер с овечками $1,14 млн, предпочел остаться неизвестным.