Как инвестировать в дорогие воспоминания

Опубликовано
Фото: Shutterstock

Когда-то елочные игрушки были роскошью, которую могли себе позволить только избранные. Например, королевы и короли. Не то чтобы эти времена возвращаются, но посмотрите, что сейчас продается на всемирно известных аукционах и кто выпускает украшения для елок. Серебряные снежинки от Buccellati, полупрозрачные шары от Hublot и Audemars Piget, набор миниатюрных музыкальных инструментов (тоже серебро) от Cartier, и, чтобы все это хранить – специальный чемоданчик от Louis Vuitton. Эксклюзивные и стильные, исторические, брендовые и немного неожиданные елочные игрушки – в нашем обзоре.

Куклы королевы Виктории

Раз уже мы начали с королев и королей: 7 декабря этого года на аукционе Hansons Auctioneers в Дербишире, Великобритания, были проданы две елочные игрушки. Кукла-малышка в плетеной колыбели и восковая взрослая в голубом костюме ушли с молотка за общую сумму 1 443 фунта стерлингов (больше $1 830). Как написано на сайте аукциона, «если не считать отсутствующей конечности (у куклы в голубом костюме – «Курсив»), они в хорошем состоянии, учитывая, что им более 100 лет»: куклы принадлежали королеве Виктории.

Их выставил на торги историк искусства и королевской семьи Дэниел Хадден: много лет эти игрушки украшали его собственную рождественскую елку, но он решил, что пришло время с ними расстаться. «Пусть кто-нибудь еще получит удовольствие от елочных украшений одной из самых знаменитых монарших особ Великобритании».

Как известно, королева Виктория часто дарила гостям игрушки со своей рождественской елки. Так произошло и с этими куклами: их подарили 16-летней Элси Х. Янг («Ей посчастливилось вращаться в королевских кругах», – сказал Дэниел Хадден). Мисс Янг хранила игрушки всю жизнь, а потом оставила своей служанке Рози Эллисон. И уже в этой семье куклы королевы передавались из поколения в поколение, пока их не приобрел Дэниел Хадден – он и провел это своеобразное историческое расследование, узнав «биографию» игрушек. Он даже нашел старинный дом, где жила мисс Янг – сегодня он внесен в список памятников архитектуры.

Фото: antique-collecting.co.uk

Елочные украшения королевы Виктории – это тоже если не памятник, то артефакт, считают специа­листы аукционного дома. «Эти предметы имеют историческое значение, – сказал перед торгами Чарльз Хэнсон, владелец Hansons Auctioneers. – Это не просто ранние праздничные украшения: они напоминают нам о том, что королева Виктория и ее муж принц Альберт помогли сделать Рождество таким, какое оно есть сегодня».

Британские СМИ любят рассказывать эту историю накануне рождественских праздников: как в Англии, в отличие от Германии, долго не ставили украшенные деревья – люди приносили в дом еловую веточку, остролист или омелу, и этого было достаточно. Но все изменилось, когда в 1848 году в еженедельной газете «Иллюстрированные лондонские новости» (Illustrated London News) был опубликован рисунок: королевская семья вокруг рождественского дерева в Виндзорском замке.

Писали, что королева Виктория и принц Альберт сами ее украсили. Были ли на той елке две забавные куклы, проданные пару недель назад на Hansons Auctioneers? Вряд ли – они наверняка относятся к более позднему времени. Но это не так важно: главное – они принадлежали королеве Виктории.

«Чемодан с антресолей» от Louis Vuitton

Хранение елочных игрушек – это отдельная тема. У коллекционеров старых рождественских украшений считается особым шиком соблюдать «аутентичность» во всем: например, держать игрушки в чемодане соответствующей эпохи – слегка облезлом, с металлическими накладками на углах, или деревянном, словом – таком, какой доставали несколько поколений с антресолей перед Новым годом, чтобы вытащить игрушки, укутанные в старую пыльную вату, но при этом все равно оставался риск разбить их.

Фото: celine.com

В 2009 году Louis Vuitton предложил свой вариант хранения – гораздо более безопасный.

В «многоэтажном» кофре размером 50 х 80 х 50 предусмотрены специальные отсеки для хранения 53 украшений разных цветов, размеров и форм. Разумеется, на всем – знаменитая монограмма. Вот только опасаюсь представить, сколько этот «чемодан с антресолей» будет стоить, скажем, еще лет через 50, если уже в прошлом году один такой экземпляр ушел на аукционе Christie’s в Гонконге за 378 тыс. гонконгских долларов (около $50 тыс.).

«Беспрецедентный выбор чемоданов Louis Vuitton от известного частного японского коллекционера» – сообщил сайт Christie’s осенью 2022 года. «Коллекционер Лу Линь делится своей страстью к этим шедеврам».

Эта страсть возникла в 1997 году, когда Лу Линь, поклонник чайной церемонии и коллекционер соответствующей посуды, заказал у Louis Vuitton сундук Damier для хранения предметов чайной церемонии. Видимо, сундук оказался настолько удобным, что потом у коллекционера появились чемодан для вина (с полным набором хрусталя Christofle), кофр для журнального столика Louis Vuitton x Friends, чемодан для скейтборда Louis Vuitton x Supreme и тот самый сундук для рождественских украшений.

Всего было выпущено пять таких сундуков, что, по всей видимости, обещает им и их хозяевам хорошую аукционную судьбу. Кстати, руководитель департамента аксессуаров Christie’s Asia Pacific Винси Цанг особенно отметил, что «каждое изделие этой коллекции по-прежнему – в своем первозданном виде». В том числе – все елочные игрушки.

Фото: sothebys.com

Лоты на елке

В целом для рождественских украшений, представленных на всемирно известных аукцио­нах, действуют общие правила: вещь должна быть редкой и/или старинной, принадлежать в прошлом знаменитости/королевской особе/историческому персонажу, и хорошо бы – быть изначально прекрасной и брендовой. Последнее условие сегодня не так сложно выполнить: сейчас большие бренды регулярно выпускают елочные игрушки – может быть, стоит попробовать?

Например: прелестный набор елочных украшений от Celine – миниатюрные флакон и сумка из стекла, раскрашенные вручную (цена в тенге – 173 800); набор из четырех новогодних шариков от Dior (на сайте цена не указана, но пару лет назад похожий комплект стоил около $600); колокольчик (цена со скидкой 50% – 9370,22) и компания из трех Санта Клаусов (со скидкой – 17,265) от Villeroy & Boch; и, конечно, никто не отменял Swarovski с неизбежной фразой во всех модных журналах, что «Новый год и кристаллы созданы друг для друга» – если вы тоже так думаете, можно купить посох Деда Мороза за 46,876 тенге или звезду за 61,678 тенге.

Да, и самое главное: загадать на Новый год желание, чтобы инвестиции в елку оказались успешными, и уже через пару лет украшения можно было бы выставить на аукцион с такой же оценочной стоимостью, как у этих лотов, что сегодня можно увидеть на Sotheby’s и Christie’s.

Набор из двух новогодних шаров от Hublot (коллаборация с Takashi Murakami) – 3–8 тыс. гонконгских долларов.

Набор из девяти новогодних шаров от другой знаменитой часовой марки, Audemars Piguet – 4–8 тыс. гонконгских долларов.

Набор из шести серебряных рождественских украшений от Buccellati – $2,900.
Или та самая коллекция миниатюрных музыкальных инструментов от Cartier: скрипка, банджо, барабан, арфа и гитара – $1,895.

…Впрочем, можно загадать такое желание не на этот Новый год, а лет через 10–20. Потому что, как говорят специалисты, в случае с елочными игрушками работает еще одно правило: их ценят не только потому, что они красивые и/или дорогие – в них любят свои собственные воспоминания. А воспоминания, как и ностальгия, дорого стоят. Даже на аукционах.

Читайте также