Как инвесторам сочетать преимущества индексного инвестирования с активным, чтобы попробовать переиграть рынок? Для этого может подойти стратегия «ядра и спутников», разработанная американскими экономистами. Об этом подходе и о том, как его применить, рассказывает в своей колонке финансовый консультант LK Finance Борис Кожуховский.
Согласно статистике SPIVA (Standard and Poors Index vs Active), организации, которая уже 20 лет ведет сравнение успешности активно управляемых фондов по сравнению с индексами, 95–97% активных фондов не могут обогнать индекс на 10-летнем и более временном горизонте. Однако, несмотря на это, человек такое существо, которое верит в то, что вдруг ему повезет и именно ему удастся переиграть рынок или он сможет выбрать именно тот фонд из этих 3–5%.
Если есть спрос, значит, есть предложение. Даже управляющие компании, основные провайдеры индексных фондов и ETF, создают продукты, которые инвесторы могут включать в свои портфели для повышения потенциальной доходности своих инвестиций над рыночной.
Такое комбинирование подходов позволяет сохранить преимущество низких расходов, диверсификации и низкой относительной волатильности индексов, с потенциалом большей доходности активного управления.
Эта стратегия была разработана двумя американскими экономистами – Фишером Блэком и Джеком Трейнором. К этому их побудила теория эффективного рынка Юджина Фармы, которая говорит, что так как все инвесторы имеют одинаковый доступ к информации о публично торгуемых акциях компаний, то на эффективном рынке эти данные уже включены в цены всех акций. И таким образом, переиграть рынок, если он эффективный, не представляется возможным.
Но Блэк и Трейнор обнаружили, что некоторые акции могут генерировать избыточный доход, и в результате появилась теория о «ядре и спутниках». Ту часть портфеля, которая является «ядром» и отражает широкий рынок (чаще всего он является эффективным), крайне тяжело превзойти на длительном горизонте. Но существуют менее эффективные рынки, активы на которых могут торговаться ниже своей справедливой стоимости в краткосрочном или среднесрочном горизонте и которые могут дать повышенную доходность. Они и будут «спутниками».
Можно сказать, что стратегия «ядра и спутников» признает фундаментальные различия между индексным и активным подходом и комбинирует лучшие аспекты обоих методов.
Общий принцип
Иллюстративно стратегию можно представить так. В центре находится ядро – Солнце – долгосрочные относительно низкорисковые инвестиции. Сателлиты – планеты – потенциально более рисковые инвестиции, которые могут максимизировать доход или построить большую диверсификацию.
Основная цель данной стратегии – попробовать превзойти рынок
Ядро – обычно это индексные фонды на широкий рынок акций и облигаций. И такое ядро составляет 80% или даже 90% от стоимости всего портфеля. К долям вернемся чуть позже. При этом сохраняется принцип стратегического распределения активов, то есть заранее определяется доля каждого основного актива в зависимости от риск-профиля клиента и его инвестиционного горизонта. Затем решается, где и как будут включаться спутники.
Обычно спутниками являются инструменты, дающие потенциально более высокую доходность, но при большей волатильности. Хотя зачастую они могут обладать низкой корреляцией с активами из ядра, что будет обуславливать результаты, отличные от них. Они могут включаться как краткосрочные инвестиции, как тактические идеи или быть в составе портфеля на длинном горизонте.
Вариантов того, чем могут быть спутники, множество. Вот несколько из них:
Вариант 1. Спутники – это фонды в тех же самых категориях активов, но только активного управления. Допустим, что общая аллокация портфеля – это 60% акций и 40% облигаций. И ядро составляет 80%. Тогда на выходе мы все равно получаем общую аллокацию в 60/40, только 80% инвестируется через индексные фонды, а 20% – через фонды активного управления.
Вариант 2. Спутники – такие же индексные фонды, но на отдельные сектора или страны. Например, на компании оборонной промышленности или биотехнологий. Или на спекулятивные облигации или облигации в какой-то специфической валюте. Или фонды с плечом и инверсные фонды. Или даже отдельные акции или облигации.
Вариант 3. использование как первого, так и второго способа.
На мой взгляд, определяющим критерием является то, что спутники чаще всего включаются на краткосрочном периоде, когда инвестор видит какую-то перспективную в его понимании инвестиционную идею.
Иногда краткосрочные операции на рынке связаны с психологией, а не с финансами. Часто инвесторы хотят, чтобы в их портфелях постоянно что-то происходило, было какое-то движение, какие-то операции по покупке и продаже. Часто это стереотип, навязанный фильмами, СМИ и YouTubе. Как показывает моя 16-летняя практика работы на финансовых рынках, самое тяжелое – это ничегонеделание. Пассивное наблюдение. Особенно в наш век интернета, блогеров и инвестиционных гуру из Инстаграма с историями про 100% доходности. Я могу это с уверенностью сказать как по собственным инвестициям, так и по поведению клиентов.
Человеческая натура часто действует против инвесторов, заставляя их торговать и искать дополнительную кратковременную прибыль в ущерб долгосрочному росту капитала. Заставляя считать, что только активные шаги могут дать положительный результат.
Поэтому если хочется активных действий, то стратегия ядра и спутника лучше всего для этого подходит. Ядро – это основа портфеля, его незыблемая долгосрочная часть. А спутники – это пространство для удовлетворения собственных инвестиционных идей, спекуляций и погони за высокой прибылью.
Как делить?
Доля между спутниками и ядром индивидуальна. Зависит она от толерантности к рискам, финансовых возможностей, желания погружаться в данную тематику, затрат времени, в конце концов. Со временем эта пропорция может меняться как в одну, так и в другую сторону. Кто-то достигает успехов и, получив результаты выше рынка на своих временных горизонтах, начинает увеличивать активные операции. Кто-то, наоборот, не достигнув ожидаемого повышения доходности, переводит портфель на полностью индексную составляющую.
На мой взгляд, разумной начальной пропорцией является 90/10, где 90% – это ядро из индексных фондов.
Для глобального рынка пример инвестиционного портфеля может быть таким:
Где 90% – это фонд акций всего мира и смешанный фонд облигаций в долларах, разделенный в пропорции 55/45. А три спутника – это два секторальных индексных фонда акций, например биотехнологий и оборонного сектора, и один фонд акций отдельной страны, допустим, Индии*. Таким образом, общая аллокация активов в таком портфеле будет составлять 60% акций и 40% облигаций. 100% портфеля будет инвестировано в индексные фонды.
На мой взгляд, самое сложное в этой стратегии – это как раз выбор тех инвестиционных инструментов, которые, по мнению инвестора, смогут превзойти по своей доходности рынок. И главное – регулярное отслеживание этих инвестиций, так как активные инвестиции всегда это подразумевают.
Поэтому такая стратегия подходит тем, кто обладает необходимыми знаниями или готов положиться на мнение финансового специалиста, хочет некоторой активности в своем инвестиционном портфеле, верит в то, что сможет переиграть рынок и готов регулярно уделять свое время на контроль за активной частью.
Остальным, кто просто хочет постепенно создать свой капитал с доходностью, соответствующей рынку, можно рекомендовать портфель из индексных фондов с ежегодной ребалансировкой.
*Не является инвестиционной рекомендацией. Распределение приведено только в качестве примера.