Halyk Finance раскритиковал Бюджетный кодекс Казахстана

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Halyk Finance рассказал, что не так с Бюджетным кодексом Казахстана. Коллаж: Kursiv.media

Halyk Finance раскритиковал действующий Бюджетный кодекс (БК), а также проект нового документа, в частности, за снижение контроля общественности за использованием бюджетных денег. В аналитическом обзоре советника председателя правления брокерской компании Мурата Темирханова говорится, что документ «вызывает очень серьезные вопросы».

Темирханов отмечает наличие проблем в управлении всеми госфинансами законодательной и исполнительной властью, а также несоответствие ключевых принципов бюджетной системы лучшим мировым практикам.

«К сожалению, проект БК, одобренный в первом чтении, еще больше снижает роль парламента, а значит – роль всей общественности в контроле за тем, как правительство использует государственные деньги и активы», – заявил аналитик.

В июне 2023 года Halyk Finance опубликовал большой отчет о проблемах бюджетной системы Казахстана. Halyk Finance советовал внедрить стандартные международные принципы в соответствии с рекомендациями ОЭСР, МВФ и Всемирного банка (ВБ), которые были подготовлены непосредственно для Казахстана. Затем Мурата Темирханова пригласили в качестве эксперта в рабочую группу мажилиса по обсуждению нового БК. Однако после этого ситуация, по утверждению Halyk Finance, мало изменилась.

«Мы вынуждены отметить, что в последней версии БК ничего концептуально не поменялось, а по сравнению с первой версией были лишь непринципиальные добавления и изменения», – говорит аналитик.

В пояснительной записке к проекту постановления, опубликованному в мае прошлого года на сайте «Открытые НПА», подчеркивалось, что увеличится количество представляемой в парламент бюджетной информации. Так разработчики планировали обеспечить подотчетность и прозрачность использования бюджетных средств.

Кроме того, авторы заявляли, что новый кодекс повысит качество планирования бюджета, использование бюджетных средств, оперативное финансирование деятельности госорганов и обеспечит долгосрочную устойчивость госфинансов. Власти захотели упростить бюджетный процесс, сократив количество этапов и бюджетных документов, а также повысив самостоятельность и ответственность участников бюджетного процесса.

В конце декабря прошлого года министр национальной экономики Алибек Куантыров, представляя БК депутатам мажилиса, рассказал, что в БК предложили ввести новые главы – «Основы бюджетирования РК» и «Управление результатами». Глава МНЭ заявлял, что «каждый тенге бюджета должен быть направлен на достижение конкретного результата». Еще одним условием перехода на «бюджет, ориентированный на результат», является открытость бюджетной информации и подотчетность перед населением. 

Отмечалось, что новый БК призван усилить контроль за использованием республиканских денег местными исполнительными органами, в том числе выделяемых в виде трансфертов общего характера за счет усиления ревизионных комиссий.

Halyk Finance предлагает полную подотчетность исполнительной власти

Halyk Finance предложил собственные поправки в Бюджетный кодекс. По мнению аналитиков, новый БК уменьшает подотчетность исполнительной власти и снижает роль законодательной с точки зрения контроля над госфинансами Казахстана. В то же время, согласно принципам МВФ и ОЭСР, финансовая деятельность всей власти должна быть подотчетна обществу через парламент.

«В развитых странах государственные бюджеты утверждаются и контролируются парламентом, они должны включать в себя абсолютно все доходы, расходы, активы и обязательства всего сектора государственного управления. ОЭСР, МВФ и ВБ уже много лет постоянно говорят об этом для Казахстана, но ничего в этом направлении не делается. Сейчас парламент утверждает республиканский бюджет, который охватывает лишь часть всех государственных финансов», – пишет Темирханов.

В таком случае, по словам эксперта, утверждаемый парламентом дефицит бюджета, в том числе и ненефтяной, не имеют экономического смысла. Парламент должен утверждать и жестко контролировать ненефтяной дефицит бюджета, но ни в нынешнем, ни в предлагаемом БК такой возможности нет из-за того, что депутаты не контролируют большую часть госфинансов.

«Новый Бюджетный кодекс вместо того, чтобы включить в республиканский бюджет абсолютно все доходы, расходы, активы и обязательства всей исполнительной власти (кроме местных исполнительных органов), дает возможность президенту и правительству по своему усмотрению осуществлять и расширять внебюджетное использование государственных финансов», – говорит Мурат Темирханов.

Он отмечает, что в последнее время правительство злоупотребляет этой возможностью. В пример аналитик привел внебюджетное финансирование экономики из Нацфонда в IV квартале 2023 года на 1,3 трлн тенге за счет покупки акций «КазМунайГаза» на фоне недобора налоговых поступлений в республиканском бюджете в 2023 году.

«При этом обоснование этой операции не имело никакого экономического или финансового смысла. Правительство лишь переложило акции КМГ из своей правой руки в левую, и под эту операцию сняло деньги из Нацфонда (забрало деньги у будущих поколений)», – заявил Темирханов.

В предыдущие годы правительство дважды вносило изменения в концепцию управления государственными финансами, благодаря чему Нацфонд получил новые полномочия. Теперь он может напрямую (без согласования с парламентом) приобретать облигации «Самрук-Казыны» и акции КМГ со скидкой к рыночной стоимости. Halyk Finance говорит, что из-за такого правила «резко уменьшается» подотчетность правительства перед парламентом и перед всей общественностью; у исполнительной власти появляется возможность скрывать свои ошибки в планировании и свою неэффективность в использовании госсредств; «наносится долгосрочный вред экономике Казахстана». Аналитик предполагает, что у властей нет целостной картины экономической деятельности и финансового положения всей страны и отдельных исполнительных органов государства.

БК должен регулировать абсолютно все государственные финансы

Также Мурат Темирханов обращает внимание на то, что в Казахстане есть два законодательных документа, которые регулируют бюджетную систему, – БК и Концепция управления государственными финансами. Такая ситуация, по его словам, создает глубокие проблемы в контроле парламента и всей общественности над бюджетной системой.

«Например, в Казахстане Нацфонд представляет собой ключевую часть бюджетной системы и бюджетной политики, однако в текущем БК и проекте нового БК по Нацфонду есть лишь отдельная обобщенная глава, однако конкретные правила по использованию Нацфонда находятся вне контроля парламента и регулируются Концепцией, которую утверждает президент», – добавил аналитик.

По заверению Темирханова, текущая организация бюджетного законодательства (наличие отдельной Концепции, утверждаемой главой государства) создает значительный конфликт интересов и непозволительно снижает роль парламента в бюджетной системе.

Достоверность бюджетной политики

Кроме того, Мурат Темирханов критикует полномочия исполнительных органов власти по установлению правил учета и отчетности по госфинансам. Такая ситуация приводит к искажениям и манипуляциям с информацией по бюджетной системе, которую получает парламент и вся общественность в целом, говорит эксперт.

К примеру, в годовом отчете Нацфонда используются финансовые данные, которые учитываются по разным стандартам, что является недопустимым в подготовке финотчетности. В документе за 2022 год указано, что суммарные активы Нацфонда по международным стандартам финотчетности (МФСО) на 2,4 трлн меньше активов, учитываемых по местным правилам, и нет никаких детальных пояснений этому.

Кроме того, правительство не включает государственный «Фонд проблемных кредитов», который по своей сути должен быть неотъемлемой частью бюджетной системы. В результате спасения проблемных банков у ФПК были убытки на 3 трлн тенге, но они прошли мимо внимания парламента и общественности, отмечает аналитик.

Также Темирханов указывает на то, что в республиканском бюджете не отражены налоговые льготы в качестве недополученных налоговых доходов, как того требуют международные стандарты. Ежегодно сумма недополученных налоговых доходов, по расчетам Halyk Finance, составляет 4-5 трлн тенге.

«Если бы в республиканском бюджете эти недополученные налоговые доходы были бы видны, то можно с уверенностью сказать, что парламент задавал бы жесткие вопросы об эффективности этих налоговых субсидий», – отмечает аналитик.

Он подчеркивает, что это лишь небольшая часть всех проблем с бюджетной отчетностью. Ознакомиться с ними полностью можно в отчете брокерской компании о проблемах бюджетной системы Казахстана. Темирханов выразил сожаление, что мажилис не стал бороться за реальный баланс между законодательной и исполнительной властью и концептуально закрепил все проблемы уже в новом БК.

Читайте также