Почти треть затрат республиканского бюджета в 2023 году покрыта деньгами Нацфонда 

Опубликовано
Редактор Kursiv Research

Несмотря на стабильную траекторию экономического роста, зависимость казны от трансфертов из Нацфонда остается высокой. Попытки правительства сбалансировать бюджет и отойти от чрезмерного использования денег Нацфонда, как показал 2023 год, не дают результата. 

фото: shutterstock

Кабмин последние годы стабильно пересматривает запланированный объем трансфертов из Нацфонда в сторону увеличения. 2019-й в экономическом плане начался довольно размеренно: комфортные для казны нефтяные цены сулили хороший год без кризиса; в политическом плане ситуация для страны была незнакомой – в марте первый президент РК Назарбаев подал в отставку. Спустя месяц параметры республиканского бюджета, включая трансферты из Нацфонда, были пересмотрены. Затраты выросли на 1,1 трлн тенге, более половины которых покрывал дополнительный объем изъятий из Нацфонда в размере 620 млрд тенге. Таким образом, скорректированный объем трансфертов составил 3,07 трлн тенге, что на четверть больше, чем это было утверждено в первой редакции республиканского бюджета.  

Объем трансфертов из Нацфонда, утвержденный в первой редакции республиканского бюджета на 2020 год, составил 2,7 трлн тенге. Но тот год выдался кризисным – повсеместные карантинные ограничения затормозили глобальную экономику. Чтобы сдержать спад казахстанской экономики, кабмин расширил господдержку, что потребовало дополнительного финансирования. В ноябре 2020 год параметры республиканского бюджета были пересмотрены, а скорректированный объем трансфертов вырос до 4,77 трлн тенге (+77% к утвержденному). 

В следующем году значительные изъятия из Нацфонда укладывались в контекст экономического курса по преодолению последствий коронакризиса. В первой редакции республиканского бюджета на 2021 год были предусмотрены трансферты в размере 3,7 трлн тенге, но позже были скорректированы до 4,55 трлн тенге. Фактически из Нацфонда было направлено почти 4,5 трлн тенге, что на 22% больше первоначальных планов. 

Счетный комитет, сопоставив трансферты Нацфонда с наблюдаемой в стране экономической динамикой в 2010–2021 годах, пришел к выводу, что изъятия были обоснованными в двух случаях. В секторальный кризис (2015–2016 годы) и в коронакризис (2020 год).

«Фактически выделение трансфертов из Нацфонда осуществлялось без учета циклов экономического развития», – указано в аудиторском заключении Счетного комитета. 

Авторы документа считают, что «характер и доля расходов, покрываемых за счет средств Нацфонда, свидетельствуют о его использовании исключительно как дополнительного источника покрытия дефицита бюджета без целевого ориентира на рост экономики и снижения зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках». К примеру, в 2021 году больше половины нацфондовских трансфертов пошло на выплату пенсий. 

Вышеприведенное замечание описывает ситуацию, которая наблюдалась в следующие годы. В первой редакции республиканского бюджета на 2022 год объем трансфертов составил 2,95 трлн тенге, который был скорректирован до 4,58 трлн тенге (+55%). Из этой суммы почти 3,5 трлн тенге (то есть 75% от всех выделенных в 2022 году трансфертов из Нацфонда) было направлено на выплату пенсий и пособий. 

Трансферты и дивиденды 

Прошедший год не стал исключением. В первой редакции республиканского бюджета на 2023 год утвержденный объем трансфертов из Нацфонда составил 3,2 трлн тенге. В марте цифра была скорректирована до 4 трлн тенге (+25%). К этой сумме следует прибавить еще 1,3 трлн тенге, которые были направлены из Нацфонда в республиканский бюджет за счет продажи акций КМГ. Тем самым в прошлом году был обновлен рекорд по объему денег из Нацфонда, перечисленных в казну, – 5,3 трлн,  до этого наибольшее изъятие было зафиксировано в коронакризисный 2020-й. 

К схеме, когда нацфондовские деньги были направлены в бюджет через куплю-продажу акций национальных компаний, правительство РК прибегло впервые. Причина: объем собранных налогов оказался меньше запланированного.  

В середине ноября 2023 года вице-министр финансов Даурен Темирбеков, комментируя ситуацию, говорил следующее:

«Неисполнение плана по налогам сложилось в основном за счет КПН, НДС на импорт, ЭТП на сырую нефть и НДПИ. Неисполнение плана по КПН связано с уменьшением сумм заявленных авансовых платежей по 294 крупным налогоплательщикам на 23%». 

Причинами неисполнения плана по НДС на импорт являются снижение объема импорта по отдельным группам товаров и снижение объема импорта из стран ЕАЭС на 8%. Основное неисполнение плана по ЭТП на сырую нефть связано со снижением на 9% фактически сложившейся ставки ЭТП от прогнозного показателя. На невыполнение плана по НДПИ повлияло снижение цен на основные экспортные товары в среднем на 12%. 

Ожидается, что в результате купли-продажи акций КМГ бюджет страны должен пополниться на 1,3 трлн тенге. Сейчас доступна бюджетная статистика по итогам января – ноября. Из нее следует, что сделка отра­зилась в статистике неналоговых поступлений в бюджет по направлению «дивиденды на государственный пакет акций, находящийся в республиканской собственности». Планировалось, что по итогам 2023 года эта статья должна была принести 212 млрд тенге, но фактические поступления за январь – ноябрь составили 1,09 трлн тенге.  

Токсичные соотношения 

«Курсив» обратился в Минфин с просьбой дать подробную классификацию затрат, которые были профинансированы за счет дополнительных объемов денег, полученных за счет сделки с акциями КМГ. 

В ведомстве не предоставили подробную статистику.

«В 2023 году для исполнения доходной части бюджета правительством Республики Казахстан приняты дополнительные меры. Одной из мер явилась реализация в Нацфонд акций КМГ, принадлежащих ФНБ «Самрук-Казына», на сумму 1,3 трлн тенге. Принятые меры позволили использовать эти средства для восполнения дефицита республиканского бюджета на 2023 год, соответственно, выполнить социальные и другие обязательства государства в полном объеме», – прокомментировали в Минфине. 

Справедливо предположить, что были профинансированы затраты, которые были запланированы, но из-за низкой собираемости налоговов оказались не совершены. К примеру, по итогам десяти месяцев 2023 года на низких значениях было исполнение затрат РБ на образование (исполнение рассчитывается как отношение произведенных расходов к запланированным по году) – 64% против 77,2% по итогам аналогичного периода предыдущего года. После дополнительного вливания отставание от средних значений было пре­одолено. По итогам января – но­ября 2023 года исполнение затрат РБ составило 88%, что на 3 п.п. больше значения, зафиксированного в аналогичном периоде 2022 года. Кроме того, рост исполнения затрат наблюдается по таким направлениям, как госуслуги и ЖКХ.

Без учета дополнительного финансирования зависимость бюджета от денег Нацфонда остается на предыдущем уровне. По итогам 2022 года трансферты Нацфонда покрыли 26% затрат республиканского бюджета или 21% затрат государственного бюджета. По итогам января – ноября 2023 года это соотношение сохранилось. 

С учетом дополнительного финансирования зависимость бюджета от нацфондовских денег возрастает. По нашим расчетам, порядка 28% затрат республиканского бюджета будет обеспечено за счет средств Нацфонда (или 23% затрат государственного бюджета). Такое соотношение наблюдалось в 2018 году. Иначе говоря, попытки правительства сбалансировать бюджет страны пока что не приносят результата. 

Читайте также