Инвесторы начали 2024 год с оптимизмом, ожидая мягкой посадки экономики США и снижения процентных ставок. Пока мировые лидеры собираются на форуме в Давосе, Bloomberg рассказывает, какие риски в экономике не дают им спать по ночам.
Риск войны Ирана и Израиля
Война Израиля с ХАМАС поставила Ближний Восток на грань более масштабного конфликта, который может перекрыть потоки нефти, замедлить рост глобальной экономики и усилить инфляцию. Пока инвесторы ставят на то, что этого не произойдет. Но риск растет. На прошлой неделе США с союзниками начали наносить авиаудары в Йемене по позициям поддерживаемых Ираном боевиков-хуситов, атакующих коммерческие суда в Красном море. В ночь на 16 января иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) заявил об атаке на «шпионский центр Моссада» и «собрания антииранских террористических группировок» вблизи иракского города Эрбиль. По данным телеканала ABC News, мишенями КСИР были восемь объектов рядом с консульством США, при этом ни один американский объект не пострадал.
По мнению Bloomberg, непосредственная ирано-израильская война по-прежнему маловероятна. Но если она начнется, то под угрозой окажется пятая часть мировых поставок сырой нефти. В этом случае цена нефти может вырасти до $150 за баррель, что сократит мировой ВВП примерно на 1 процентный пункт и разгонит глобальную инфляцию на 1,2 п.п.
Отказ ФРС от быстрого снижения ставок
Инвесторы ожидают, что Федеральная резервная система США в этом году перейдет к снижению процентных ставок после самого агрессивного за 40 лет цикла ужесточения монетарной политики. Но если эскалация ближневосточного конфликта ударит по цене нефти, регулятору придется снова ужесточать политику, пишет Bloomberg.
Кроме того, доходность пятилетних казначейских облигаций снизилась более чем на процентный пункт по сравнению с октябрьским максимумом. Согласно экономической модели Bloomberg Economics, снижение доходности трежерис на 1 п.п. повысит инфляцию в США на полпроцента за год и приблизит ее к 3% вместо целевого показателя ФРС в 2%. «Если это произойдет, ФРС, возможно, придется приостановить разворот, что разочарует ожидания рынка относительно более мягкой политики», — говорится в статье.
Экономический спад в Европе
Если финансовые власти США рискуют перегреть экономику, то в Европе все наоборот. Согласно экономической модели Bloomberg Economics, ВВП еврозоны должен был упасть на 2,5%, Великобритании — на 4,7%. Пока что данные статистики показывают замедление темпов роста в обеих экономиках, но не их сокращение. «Большой удар по Европе, возможно, еще впереди», — пишет Bloomberg.
Неустойчивость экономики Китая
Базовый сценарий Bloomberg Economics заключается в том, что Пекин окажет достаточную финансовую поддержку, чтобы обеспечить рост экономики на целевые 4,5% в 2024 год. «Это меньше, чем в прошлом году, и намного ниже нормы до пандемии, но не катастрофа», — отмечается в обзоре. Но если власти запоздают с новыми мерами стимулирования, экономический рост может замедлиться до 3% или вовсе прекратиться «если не в официальной статистике, то в реальности».
Отказ Японии от контроля над кривой доходности
Банк Японии в конце 2016 года перешел от политики количественного смягчения (QE) к политике контроля кривой доходности (YCC), при которой он стремится удерживать доходность 10-летних гособлигаций (JGB) на уровне 0%, чтобы стимулировать стагнирующую экономику. В результате инвесторы могли занимать в иенах с гарантией нулевой стоимости, а затем покупать казначейские облигации США с доходностью 4% или облигации развивающихся рынков с еще большей доходностью. Снижение курса иены еще больше увеличило прибыль от керри-трейд.
В 2024 году Банк Японии намерен снять ограничения на доходность облигаций. Если курс иены при этом резко подскочит, произойдет резкий отток средств керри-трейдеров из казначейских облигаций США и других высокодоходных активов. Речь идет об огромных суммах: портфельные иностранные инвестиции Японии составляют $4,1 трлн.
Отступление Украины
После провала контрнаступления Украина рискует потерпеть поражение, в особенности, если помощь США сократится. Поражение Киева ослабит репутацию Вашингтона как надежного союзника. Это может привести к вспышкам конфликтов в других частях мира, где региональные державы хотят свести старые счеты или изменить статус-кво.
Выборы в Тайване
На президентских выборах на Тайване на прошлой неделе победил кандидат от Демократической прогрессивной партии (ДПП) Лай Циндэ, выступающий за независимость от Китая. Отношение Пекина к новому президенту Тайваня как к «сепаратисту» и «нарушителю спокойствия» может повлечь эскалацию напряженности в регионе в ближайшие месяцы.
Ставки для мировой экономики высоки, особенно из-за ключевой роли Тайваня в производстве полупроводников. Вероятность войны в Тайваньском проливе невелика. Но если она начнется, перебои в поставках чипов, перекрытие торговых путей и экономические санкции могут стоить до 10% мирового ВВП, подсчитал Bloomberg.
Выборы в США
Возвращение Дональда Трампа в Белый дом может привести к резкому изменению политики в 2025 году. Трамп обещает обложить весь импорт 10% пошлиной. По оценкам Bloomberg Economics, если торговые партнеры ответят тем же, это сократит ВВП США на 0,4%.
Поводы для оптимизма
Базовый сценарий Bloomberg Economics предполагает, что рост мировой экономики в 2024 году составит всего 2,7%. Это намного ниже допандемийных 3,4% и самый низкий показатель для некризисного года с тех пор, как в 2001 году лопнул пузырь доткомов.
Если на Ближнем Востоке не начнется масштабной войны, энергетические рынки могут стать одним из источников неожиданного положительного роста. Цена нефти должна была вырасти в 2023 году — спрос был высоким, а ОПЕК+ сократила предложение, — но вместо этого она упала. Если конфликт в Газе останется сдержанным, условия в 2024 году могут способствовать дальнейшему снижению. По оценкам Bloomberg Economics, падение цен на нефть на 10% увеличит мировой ВВП почти на 0,1 п.п.
Проблемы Аргентины и Турции могут превратиться в преимущества. Если «экономическая шоковая терапия» нового президента Аргентины Хавьера Милея будет успешной, инвесторы перестанут беспокоиться об очередном дефолте и начнут думать о поиске выгодных сделок. В свою очередь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган после переизбрания отказался от борьбы с инфляцией с помощью дешевых кредитов. Интерес инвесторов к Турции растет, а это хороший знак для лиры.