На сколько увеличится протяженность трасс на курортах Oi-Qaragai и Шымбулак

Опубликовано
Редактор отдела "Недвижимость"

Владелец Oi-Qaragai Ерлик Балфанбаев в конце минувшего года сообщил о готовности вложить в развитие своего проекта 58 млрд тенге. 28 декабря был подписан инвестмеморандум – поддержку проекту пообещал акимат Алматинской области. Шымбулак к новому году тоже нашел инвесторов для масштабного расширения трасс, но сроки и объем вложений пока не раскрывает. 

фото: Oi-Qaragai

Зимний сезон 2023/2024 горнолыжные курорты Алматинского горного кластера (АГК) открыли с опозданием почти на месяц – в середине декабря вместо середины ноября. Виной тому отсутствие снега и теплая погода – при температуре выше нуля градусов системы искусственного оснежения попросту не могут работать. Для некоторых курортов поздний старт означает большой риск остаться по итогам сезона без операционной прибыли. 

Но есть и хорошие новости. Сразу два крупнейших курорта АГК сообщили в декабре о привлечении инвестиций для кратного расширения своих трасс. 

Не было бы «Сказки», да реальность помогла

«Места под новые горнолыжные трассы на плато Актас мы с Ерликом Балфанбаевым (мажоритарный владелец (91%) Alina Group, владелец курорта Oi-Qaragai) и Гернотом Лейтнером (руководитель австрийской Masterconcept, консультанта по разработке проектов горных курортов) смотрели как раз в мой день рождения. А к вечеру Гернот заявил, что приглашает меня в отличный ресторан. Мы втроем сели на гребне Актаса. Темно. Ночь, а весь Алматы светится – оттуда город просто шикарно видно. «Вот здесь будет ресторан»», – сказал он тогда. Сейчас у нас уже есть эскиз этого заведения», – рассказывает генеральный директор ТОО «Oi-Qaragai» Дмитрий Матяс о том, как рождались планы масштабного расширения курорта на плато Актас. 

Также, с идеи горного ресторана, 17 лет назад началась история и самого курорта Oi-Qaragai (ранее – «Лесная сказка»). Когда в 2007 году доллар в Казахстане одномоментно вырос вдвое, продажи в Alina Group, на деньги которой развивался горный курорт, упали в три раза, вспоминает Матяс.

«Мы искали выход из создавшейся ситуации. И я тогда поделился наблюдением: в магазинах людей нет, стройки стоят, а рестораны полные. Потом подняли статистику – действительно, в моменты кризиса выручка увеселительных заведений растет», – продолжает руководитель горного курорта.

Ерлик Балфанбаев, алматинец, проведший молодость в горах Заилийского Алатау, тогда впервые задумался о создании места отдыха горожан и гостей тогда еще столицы, которое бы объединяло людей и компенсировало дефицит живого общения. В 2011-м Ерлик Балфанбаев купил заброшенный пионерлагерь в ущелье Ой-Карагай. Через десятилетие Oi-Qaragai стал крупнейшим по развитости инфраструктуры горным курортом в Казахстане. 

Новые высоты

В канун нового года, 28 декабря, владельцы Oi-Qaragai и акимат Алматинской области подписали меморандум об очередном этапе развития курорта – его расширении на плато Актас (высота над уровнем моря 1 900–2 300 м). Объем инвестиций  –  более 58 млрд тенге. Эти средства – часть выручки от продажи казахстанской компании Alina Group одному из крупнейших мировых игроков лакокрасочного рынка, японской Nippon paint Holdings Co., Ltd.

В результате поэтапной реализации проекта к 2028 году протяженность горнолыжных трасс на курорте Oi-Qaragai должна вырас­ти с текущих 22 до 55 км, появятся канатные дороги на плато Актас (кресельного и гондольного типа), новые рестораны, отели и инфраструктура для развлечений. В частности, по данным руководства Oi-Qaraqai, на нижней станции новой канатной дороги откроют ресторан, визит-центр, пункт проката, на верхней станции – тоже появится небольшой пункт проката и видовой ресторан. В локации Panorama Plaza построят многоэтажный отель с открытым подогреваемым бассейном, ресторанами и конференц-залами. Недалеко от конного центра тоже можно будет искупаться в подогреваемых бассейнах (если на Panorama Plaza бассейн предполагается только для гостей отеля, то здесь уже для всех желающих) и даже прокатиться на родельбане (сани, скользящие по рельсам). Среди прочей инфраструктуры – площадки для старта и посадки парапланеристов, глемпинги, озера и этногородок. В более отдаленных планах владельцев – строительство инфраструктуры для возможности постоянного проживания на курорте – начальной школы, альпийской клиники и коттеджей.

фото: Oi-Qaragai

Долгая дорога в гору

История самого высокогорного (2260–3200 н. у. м.) и посещаемого курорта страны (более миллиона посетителей в год) – Шымбулака – началась на полвека раньше Oi-Qaragai, в середине прошлого столетия, когда три энтузиаста-горнолыжника установили в Малоалматинском ущелье самодельный подъемник. Но официальной точкой отсчета все же считается 1954-й – в этот год на курорте заработал трофейный немецкий подъемник, первый в Советском Союзе. В 80-х годах Чимбулак, как тогда назывался Шымбулак, был выбран олимпийской базой для подготовки спортсменов. 

Закономерно, что именно на алматинский горнолыжный курорт в начале XXI века возлагали большие надежды – после масштабного преобразования, которое запланировали провести к Азиаде 2011 года, Шымбулак должен был войти в число лучших горных курортов мира. Согласно амбициозному бизнес-проекту компании Capital Partners, на месте снесенной гостиницы «Медео» планировали построить отель Radisson, а рядом – альпийскую деревню с ресторанами и кафе, ТРЦ и спорт-центром с открытым бассейном. На самом Шымбулаке могли появиться новая восьмиэтажная гостиница и апартаменты с обслуживанием. Кризис 2008 года внес коррективы – девелопер не получил очередное финансирование от банка и не смог полностью реализовать проект. Но к Азиаде-2011 все же построили гондольную дорогу от Медеу до Шымбулака, канатные дороги на самом курорте, а также здание проката, кафе и рестораны. Права требования по так и не погашенному девелопером займу попали в Фонд проблемных кредитов (ФПК). 

В последующие годы изменения на курорте были незначительные. Шымбулак обновил номера в отеле, построенном в 80-х годах прошлого века, на высшей точке 3 200 партнеры курорта поставили 11 домиков высокогорного глэмпинга Tenir. Протяженность спусков за этот период увеличилась лишь на 3 км за счет открытия трассы Сухой лог. 

К юбилейному сезону (в сезоне 2023/2024 курорт отмечает 75-летие) для самых маленьких гостей и особенных детей курорт запустил еще одну учебную трассу «Ак Барсик» за гостиницей «Шымбулак». На средней станции  в январе планируют открыть дополнительный визит-центр. На высшей точке курорта, Талгарский перевал, на месте сгоревшего в минувшем сезоне здания будет построено новое. 

«Мы провели конкурс среди казахстанских архитектурных бюро. С лета проект проходит процедуру согласования с акиматом. Со стороны госорганов есть технические вопросы по коммуникациям и водоснабжению, так как предыдущее здание было построено в 2013 году, а технические требования (в том числе по сейсмостойкости) с тех пор сильно изменились. Надеемся, в течение 2024 года получится согласовать проект, пройти общественные слушания и в мае начать строительство», – говорит генеральный директор горного курорта Шымбулак Ринат Абдрахманов. 

фото: Татьяна Николаева

Подарок к юбилею

Спустя десятилетие с момента предыдущего апгрейда курорт остро нуждался в расширении. Благодаря близости к Алматы, с 2022 года посещаемость Шымбулака, способного с комфортом принимать до 6,5 тыс. человек, в отдельные дни стала превышать 12 тыс. 

Расширять зону катания, после согласования с экспертами из Европы, решили за счет строительства канатки с Талгарского перевала до пика Нурсултан (подъем на 4376 м над уровнем моря, +10 км трасс) и канатки до пика Панорама. Последняя позволит добавить 50 км новых трасс в соседнем Кимасаровском ущелье, по которым можно будет спуститься до базовой станции «Медеу».

Иностранные инвесторы проявляли заинтересованность в развитии популярного казахстанского курорта, но им были необходимы государственные гарантии и определенность в вопросе землепользования касательно участков, находящихся на территории нацпарка. 

В конце 2023 года Шымбулаку, наконец, удалось договориться с государством и инвестором.

«На уровне госкомиссии прошло утверждение инвестора. Детали пока не могу разглашать. Утверж­дена программа, которую я ранее показывал – канатка к подножью пика Нурсултан и Сухой лог, – сообщил Ринат Абдрахманов в декабре 2023-го, и добавил:  –  Ожидаем дальнейший этап развития курорта. Хочется новых трасс, новых канатных дорог, чтобы люди могли находиться здесь более длительный период. Надеюсь, это будущее скоро наступит».

«План развития горнолыжного комплекса Шымбулак предусматривает расширение горнолыжных трасс и канатных дорог,  включает в себя строительство гостиниц, точек общественного питания, общественных туалетов и другой туристской инфраструктуры. Сроки реализации проекта будут определены после совместного согласования мероприятий с иностранными специалистами», – сообщили на запрос «Курсива» в нацкомпании Kazakh Tourism. 

Денежный поток

В своих словах об увеличении длительности пребывания гостей  руководитель Шымбулака транслирует боль всех курортов Алматинского горного кластера.  Именно неравномерная загрузка создает проблемы их окупаемости.

«Нет стабильного потока посетителей. Что в Oi-Qaragai, что на Шымбулаке основные гости – алматинцы, которые с понедельника по пятницу работают, а в выходные едут на курорты. Получается, что на неделе мало гостей, а в субботу и воскресенье пробки и давка», – говорит Дмитрий Матяс.

«К примеру, в наших планах было строительство водно-оздоровительного комплекса в «Старой Сказке». Но мы отказались от этого проекта, потому что в будние дни туда придут условные пять гостей, а обслуживающего персонала потребуется 35 человек, которым нужно платить зарплату. Кроме того, ежедневно объект будет «кушать» электричество и воду», – объясняет Матяс экономику курорта на пальцах.

фото: Oi-Qaragai

Спасти ситуацию могут иностранные туристы. «Иностранцы для этого и нужны – это те, кто приезжают больше чем на два дня», – смеется Матяс.  Но чтобы массово привлекать зарубежных туристов на казахстанские горные курорты, протяженность горнолыжных трасс должна быть не десятки, а сотни километров.

«Мы все идем к тому, что мы должны соединиться. Думаю, это хорошая перспектива для Алматы  –  иметь не только курорт Шымбулак, а различные дестинации. Сегодня можно поехать в Кимасаровское ущелье, завтра в Бутаковку или уехать в Алматинскую область на курорты Oi-Qaragai, Pioneer. Надеюсь, будем катать не по 15–20 км трасс, а по 100 км. Тогда дестинация выйдет с локального на международный уровень», – уверен Ринат Абдрахманов.

Сейчас объединение горных курортов обсуждают на уровне местных исполнительных органов. Основная задача – решить вопрос с землей, часть которой относится к Алматы, а часть – к национальному парку на территории Алматинской области. «Вопрос требует проработки законодательной части и экологических требований», – говорит Абдрахманов. 

Читайте также