В совете директоров Банка развития Казахстана (БРК) произошли кадровые перестановки – вместо Нурболата Айдапкелова назначен Усен Галым. Сообщение опубликовано на сайте Казахстанской фондовой биржи (KASE).
Решение было принято 10 января. Тогда досрочно прекратились полномочия Айдапкелова. Галым стал членом совета директоров БРК в качестве представителя единственного акционера (нацхолдинг «Байтерек», который принадлежит правительству Казахстана). Уточняется, что его полномочия продлятся до истечения срока полномочий совета директоров БРК в целом.
Параллельно Усен Галым занимает должность замглавы «Байтерека». Закончил Осакский университет в Японии, является стипендиатом министерства образования и науки страны. В Японии прожил 15 лет, работал в консалтинговой компании Deloitte. Консультировал такие транснациональные компании, как Nestle, McDonalds, Shiseido, AIG и другие.
Также Галым окончил Гарвардскую школу госуправления имени Кеннеди по программе «Болашак». До отъезда на учебу в США работал в государственном и частном секторе Казахстана, был директором департамента в министерстве труда и социальной защиты населения, занимался цифровизацией госуслуг. В марте 2023 года в интервью изданию Elorda.info он говорил, что после Гарварда хочет развивать отрасль электромобилей в Казахстане.
Нурлан Айдапкелов является первым заместителем председателя «Байтерека» с января 2022 года. Курирует вопросы поддержки и развития агропромышленного комплекса. В разные годы занимал различные руководящие должности в нацхолдинге «КазАгро» и в Бюро национальной статистики. С сентября прошлого года Айдапкелов является и.о. предправления «Байтерека». Тогда пост главы нацхолдинга покинул нынешний министр промышленности Канат Шарлапаев, который проработал там с февраля 2022 года.
С учетом внесенных изменений совет директоров БРК состоит из шести человек: главы банка Марата Елибаева, независимых членов Анвара Сайденова и Марсии Элизабет Кристиан Фавале, а также трех представителей единственного акционера Ерсаина Хамитова, Нурлана Байбазарова и Усена Галыма.
В апреле 2021 года на сайте БРК выходила заметка об определении срока полномочий членов совета директоров Банка на три года. Он должен истечь в апреле 2024-го. С того момента в совете директоров не раз избирали новых членов, с тех пор остались только двое человек, которые входят в управляющий орган организации – Кристиан Фавале и Анвар Сайденов.
За последние полтора года в БРК несколько раз менялись руководители. После январских беспорядков 2022-го вместо Абая Саркулова был назначен Руслан Искаков. Незадолго до этого президент Касым-Жомарт Токаев раскритиковал работу института развития, призванного финансировать крупные инфраструктурные проекты, назвав его «банком для избранных». В ноябре 2022-го на смену Искакову пришел Байбазаров. В октябре 2023 года его сняли с должности.
Национальный институт БРК специализируется на финансировании и развитии масштабных инфраструктурных и промышленных объектов на территории Казахстана. Занимается финансированием частных инвестпроектов в несырьевых отраслях, а также государственных инфраструктурных проектов путем предоставления средне- и долгосрочных низкопроцентных кредитов. Его единственным акционером является холдинг «Байтерек», который принадлежит Минэкономики РК.
Основными задачами банка являются повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, а также привлечение внутренних и внешних инвестиций в экономику страны.
В 2022 году БРК для увеличения прозрачности своей деятельности и оптимизации корпоративного управления внес в свою стратегию развития поправки, предусматривающие запрет на финансирование банком проектов государственно-частного партнерства, исключение финансирования проектов и операций квазигосударственного сектора, снижение участия банка в финансировании сектора связи и телекоммуникаций, а также поэтапное снижение операций межбанковского кредитования через коммерческие банки.
В июле 2023 года Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) сообщило, что обнаружило в деятельности БРК «проявления фаворитизма при согласовании заявок на финансирование инвестпроектов». Пояснялось, что они выражались в приоритетном, ускоренном рассмотрении заявок на получение мер поддержки. К примеру, вместо утвержденных 70 календарных дней отдельные проекты согласовывались в течение 3-4 суток с момента поступления, тогда как по другим проектам сроки рассмотрения нарушались и превышали более 300 дней.