Агентство по защите и развитию конкуренции предлагает отменить государственное регулирование оптовых и розничных цен на рынке нефтепродуктов.
«Предложения для развития конкуренции: отмена прямого государственного регулирования цен на оптовом и розничном рынке нефтепродуктов и внедрение механизма антимонопольного контроля за сбалансированным ценообразованием нефти и нефтепродуктов на основании индикаторов внешнего и внутреннего рынков; выработать прозрачные механизмы и правила равного доступа к транспортировке нефти и ее переработке на НПЗ (рассмотреть вопрос определения обладателей ключевой мощности и создания требований к ним)», — говорится в заключении АЗРК по анализу и оценке состояния конкурентной среды на рынке реализации нефти за 2022 год и январь – сентябрь 2023 года.
По мнению специалистов агентства, ввиду регулирования министерством энергетики цен на внутреннем рынке на оптовую и розничную реализацию нефтепродуктов (бензин АИ-92 и дизельное топливо), а также учитывая запрет на их экспорт, ценообразование на нефть на внутреннем рынке полностью зависит от предельных цен на нефтепродукты и не имеет прямой корреляции с мировыми ценами. Также в АЗРК отмечают возникший диспаритет доходности на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов в сторону розничного рынка.
«На ценообразование в том числе влияют монопольные тарифы на транспортировку и переработку, так как существуют административные ограничения по свободной транспортировке и переработке нефти. Сложившаяся ситуация является наибольшим сдерживающим фактором в экономическом развитии недропользователей, влияющим на уровень добычи и восполнение ресурсной базы, и в целях его устранения необходимо приравнять маржинальность от реализации нефти на экспорт с внутренним рынком посредством дерегулирования ценообразования нефтепродуктов на внутреннем рынке», – сообщается в заключении.
Ссылаясь на информацию из открытых источников, АЗРК отмечает, что на 1 января 2024 года стоимость топлива в соседних с Казахстаном странах разнилась. В частности, в России стоимость литра бензина (марка не указана) составляла 282 тенге, дизтоплива – 331 тенге; в Кыргызстане – 367 и 367 тенге соответственно, Узбекистане – 512 и 422 тенге, Туркменистане – 196 и 176 тенге, Азербайджане – 269 и 215 тенге соответственно.
В агентстве положительно оценили повышение розничных цен на нефтепродукты в Казахстане, прошедшее в апреле 2023 года. Предельные розничные цены на Аи-92/93 на АЗС были повышены тогда до 205 тенге за литр (до повышения 182–187 тенге за литр в зависимости от региона), дизтопливо – до 295 тенге (до повышения 230–260 тенге за литр в зависимости от региона), или на 11% и 20% соответственно. Повышение позволило снизить потребление казахстанского топлива со стороны иностранного автотранспорта, двигающегося транзитом через республику.
Вместе с тем в АЗРК полагают, что установление розничных цен в настоящее время не имеет стабильных индикаторов для долгосрочной перспективы.
«В частности, общая формула установления цены на АЗС включает в себя обратный отсчет от стоимости ГСМ у соседних стран», – отмечается в заключении, поясняя, что розничные цены формируются от цен в Узбекистане и Кыргызстане за вычетом понижающего коэффициента без учета рыночных показателей глобального рынка.
Есть проблемы и с механизмом поставки нефти добывающими компаниями на внутренний рынок.
«Сдерживание цен влияет на инвестиционную привлекательность внутреннего рынка, в связи с чем государству приходится административно заставлять компании через квотирование направлять объемы нефти и снижать стоимость закупочной цены (110 тыс. тенге, или 240 долларов США за тонну при курсе 460 тенге, или 32 доллара за баррель, что в 1,5 раза ниже мировых цен при типовом контракте EXW (когда продавец передает товар покупателю на своем предприятии, складе или торговой площадке, то есть самовывоз. – «Курсив»)», – сообщают в агентстве.
В случае дальнейшего регулирования рынка с 2025 года нефтедобывающие организации будут нести еще большие убытки при поставке нефти на внутренний рынок при условии, что цены на топливо на глобальном рынке будут расти в долларовом эквиваленте.
Кроме того, в АЗРК напоминают о планируемом с 2025 года переходе стран Евразийского экономического союза к общему рынку нефти и нефтепродуктов, в рамках которого предусматривается свободное функционирование торговли нефтепродуктами. Различные методы формирования цены на конечный нефтепродукт и методы стимулирования добычи нефти могут повлиять отрицательно на развитие конкурентоспособности казахстанских компаний при действующей модели распределения ресурса, полагают там.
По данным агентства, в 2022 году основной объем реализации нефти на внутренний рынок пришелся на группу компаний китайской CNPC – 7 млн тонн, или 37,3% от всего объема поставок, и группу «КазМунайГаза» – 4,6 млн тонн, или 24,5%. В январе –сентябре 2023 года на CNPC пришлось 5,1 млн тонн, или 37%, «КазМунайГаз» – 3,5 млн тонн, или 25,5%. На двух игроков рынка пришлось более 60% поставок нефти на внутренний рынок при условии, что нефть на казахстанские НПЗ поставляет 85 компаний.
Добыча нефти и газового конденсата в 2022 году составила 84,2 млн тонн, экспорт – 64,3 млн тонн, переработка на НПЗ – 18,8 млн тонн; за девять месяцев 2023 года добыча составила 67,1 млн тонн, экспорт – 52,7 млн тонн, переработка – 13,8 млн тонн.