Казахский миллионер покупает у казахского миллиардера банк в Кыргызстане. Зачем?
Halyk Bank подтвердил «Курсиву», что сохраняет намерение продать кыргызскую «дочку» группе Visor. Стороны третий месяц ждут одобрения от регулятора Кыргызстана. В 2019 году Айдан Карибжанов, мажоритарный владелец Visor, говорил про активы в соседней стране: «Нас все еще там многовато. Возможно расширение существующих проектов, но ни в коем случае не новых». Почему «экспансионистская» политика изменилась?
«Народная» продажа
10 ноября 2023 года Halyk Bank сообщил, что договорился с консорциумом покупателей, входящих в инвестиционную группу Visor International DMCC о продаже Халык Банка Кыргызстан. Спустя три месяца регулятор Кыргызстана еще не принял решения по сделке.
«В ответ на ваш вопрос АО «Народный Банк Казахстана» сообщает, что договоренность о продаже 100% акций ОАО «Халык Банк Кыргызстан» в пользу консорциума покупателей, входящих в состав инвестиционной группы Visor International DMCC, сохраняется», – подтвердил «Курсиву» намерения сторон Halyk Bank.
Напомним, что предправления Halyk Bank Умут Шаяхметова так объясняла порталу kapital.kz причины продажи кыргызской «дочки»: «Мы смотрим на коммерческие причины, это бизнес-решение». Она добавила, что Halyk Bank сейчас сосредоточен на более потенциальных направлениях для развития своей деятельности, в частности на небанковских продуктах и на расширении бизнеса в Узбекистане и Грузии.
Уход из Кыргызстана Halyk Bank, который контролируется миллиардерами Тимуром и Динарой Кулибаевыми, не выглядит неординарным решением с учетом того, что в 2022 году казахстанская «мама» продала «дочек» в Таджикистане и России. Но вот желание Visor купить в соседней республике банк можно считать неожиданным.
Во-первых, Visor еще не вкладывался в коммерческие банки на постсоветском пространстве (см. инфографику). Во-вторых, несколько лет назад Айдан Карибжанов, миллионер из списка Forbes Kazakhstan, говорил, что Visor намерен сосредоточиться на Казахстане.
Что касается работы в других странах, то Карибжанов в 2019 году дал такой расклад:
«Африка для нас непривлекательна, Азией мы уже переболели. В России сейчас мало у кого есть желание что-либо делать, Украина – нет. На Кавказ нам противопоказано ходить, мы с ними совершенно не совпадаем ни в чем – ни в темпераменте, ни в бизнесе. Азербайджан – такие же, как мы, сами никому ничего не дадут. Про Киргизию – мы от чего-то избавились, но с точки зрения элементарного распределения активов нас все еще там многовато. Возможно расширение каких-то старых проектов – существующих, но ни в коем случае не новых. С Узбекистаном мы в процессе суда, так что путь нам туда закрыт. В Таджикистане никогда ничего не делали. Туркмения слишком экзотична. Опять же снова стал интересен Казахстан: смысл искать добра на чужбине?»
В Кыргызстане Visor является владельцем мобильного оператора «НурТелеком», больше известного под брендом «О!». Именно из-за развития «О!» холдингу пришлось «выйти за рамки мобильного оператора» и договариваться с Halyk о покупке банка в Кыргызстане. Хотя изначально Visor подумывал создать с нуля банковскую структуру в соседней республике.
Отделили соты от денег
Мобильный оператор «О!» еще в 2017 году запустил платежный сервис для своих абонентов – электронный кошелек «О! Деньги». Как и все сотовые операторы, «О!» стал потихоньку развивать услуги из разряда «помоги другу пополнить баланс».
«Дальше – больше: оплати с помощью «О!Деньги» одно, оплати второе. В один прекрасный день им позвонили из Нацбанка: «Ребята, вы слишком далеко зашли – вы не платежная организация», – рассказывает «Курсиву» источник, знакомый с ситуацией.
После этого «О!» вынужден был получить лицензию платежной организации.
Следующим этапом в жизни телеком-оператора стало открытие собственного магазина по продаже мобильных телефонов. Технику «О!Store» предоставлял в том числе в рассрочку.
«Опять появился Нацбанк и сказал: «Вы начали предоставлять кредиты. Это не функция телекоммуникационной компании. Надо получить лицензию под этот вид деятельности». Поэтому им пришлось прирасти микрокредитной организацией с лицензией от регулятора», – продолжает источник «Курсива».
Тем не менее телеком-оператору как нефинансовому институту было сложно совмещать свою деятельность с платежами и кредитами, число которых постоянно росло. Поэтому, по словам источника, в Visor решили разгрузить телеком, отделив от него финансовые вещи, и отправить финансового игрока в самостоятельное плавание. Но каким образом?
Купец – товар – купец
Сначала Visor собирался открыть новый банк.
«А вы знаете, что нужно, чтобы получить лицензию для банка в Кыргызстане? – спросил источник и обрисовал ситуацию: – Нацбанк требует собрать команду специалистов с определенным образованием и стажем. Где найти на маленьком кыргызском рынке будущего председателя банка и его замов? Перекупить? Но кто из толковых спецов сорвется со своего места и согласится работать в банке, который еще и лицензию-то не получил?»
Поэтому было принято решение купить уже существующий банк.
Халык Банк Кыргызстан не был первым и единственным вариантом для холдинга. Сотрудники Visor встречались и с владельцами других банков, уверяет источник. Однако «объекты ухаживаний» сразу задирали цену. «Но они объективно столько не стоили», – говорит собеседник.
Halyk Bank в это время также вел переговоры с другими потенциальными покупателями. В итоге Halyk и Visor встретились на кыргызстанском рынке.
По количеству игроков этот рынок сопоставим с казахстанским: в Кыргызстане 23 БВУ, в Казахстане – 21. Однако по размеру активов казахстанский в 15 раз превосходит своего соседа ($103 млрд vs $6,7 млрд).
Халык Банк Кыргызстан можно отнести к середнякам по размеру активов и прибыли. Источник говорит, что «дочка» Halyk Bank обслуживает по большей части корпоративных клиентов, причем из Казахстана.
Новые владельцы, по информации собеседника, будут разворачивать банк в сторону розницы. Это вполне предсказуемо, ведь банк будет тесно взаимодействовать с «родственным» мобильным оператором и интернет-магазином – трудно придумать что-то «более розничное».