Новости

«Длинный язык женщин». Как казахстанский депутат оправдывает домашних тиранов

Это не первый случай, когда мажилисмены высказываются в таком ключе
Фото: shutterstock и parlam.kz

Депутат мажилиса Анас Баккожаев высказал свое мнение о причинах семейных конфликтов в Казахстане. Он утверждает, что женщины провоцируют мужчин на скандалы своим «длинным языком» и отходят от традиций «казахского воспитания». Это не первый случай, когда мажилисмены высказываются в таком ключе о причинах бытового насилия в стране.

Контекст. 26 сентября депутат от партии «Аманат» Жаркынбек Амантай на заседании по вопросам профилактики бытового насилия высказался за «изоляцию жен, если их мужей арестовывают за семейное насилие». Он считает, что женщины также «несут ответственность за провоцирование конфликтов и тоже должны нести наказание». 

Сегодня, 5 февраля, во время презентации законопроекта по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей в мажилисе Анас Баккожаев заявил, что «длинный язык женщин» провоцирует мужчин на конфликты.

«Только самый несчастный из мужчин решит поднять руку на женщину. Однако не все ссоры начинаются из-за побоев и драк. С чего начинаются конфликты? Конечно, из-за длинного языка женщины. Я прошу прощения у женщин, но есть такие факты. Казахи говорят: «Хорошая женщина – благодать, плохая женщина – ссоры», либо «женщина, которая хороша для мужчины, хороша и для страны». К сожалению, мы все дальше уходим от казахского воспитания», —  заявил Баккожаев во время презентации законопроекта по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей в мажилисе. 

При этом он подчеркнул, что поддерживает все предложения других депутатов по законопроекту.

В свою очередь, замминистра внутренних дел РК Игорь Лепеха прокомментировал заявление депутата. Он отметил, что позиция МВД в этом вопросе такова, что если мужчина нанес телесные повреждения женщине, то он должен понести наказание вне зависимости от того, кто был прав и что стало причиной конфликта.  

«Позиция МВД, что даже если женщина не права, есть другие способы, кроме физических, в конце концов, вопрос можно решить по-другому. Вне зависимости от того, что явилось предпосылкой, если он нанес телесные повреждения, он должен нести ответственность. Какая разница, кто там виноват, а кто нет? Необходимо эти вещи решать до того, как будет совершено преступление. Если преступление совершено, должна нестись ответственность», — ответил Лепеха в кулуарах мажилиса.

Напомним, что сегодня, 5 февраля в мажилисе состоялась презентация законопроекта по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей. Некоторых депутатов возмутило, что власти не поддержали введение уголовной ответственности за харассмент и сталкинг.

В ноябре прошлого года «Курив» писал, что в Казахстане хотят совершенствовать законодательство в сфере бытового насилия, а также определить понятие «сексуальные домогательства» на работе. Об этом говорилось в плане министерства юстиции по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Ранее казахстанцы написали открытое письмо президенту Токаеву, в котором попросили ужесточить наказание за домашнее насилие в отношении женщин и детей. В частности, в петиции говорилось, что в УК следует восстановить нормы статей «Побои» и «Причинение умышленного легкого вреда здоровью». Также граждане просили усилить административную ответственность за иные правонарушения, совершенные в семейно-бытовой сфере.

Также с мая 2023 года в Казахстане изменилось наказание за бытовое насилие. Примирение стало возможным только один раз в суде. Усилена административная и уголовная ответственность. Если раньше суды ограничивались арестом от суток до пяти, со вступлением в силу поправок виновник семейного насилия будет предупрежден либо арестован на пять суток, в случае повторной агрессии ему грозит 10 суток ареста.