Новости

KASE изучает возможность организации торгов дирхамом и рупией

KASE изучает возможность организации торгов дирхамом и рупией/коллаж kursiv.media

Казахстанская фондовая биржа (KASE) изучает спрос со стороны банков второго уровня и их клиентов на организацию регулярных торгов по двум иностранным валютам: дирхам (ОАЭ) и рупия (Индия), сообщил «Курсиву» директор департамента по работе с эмитентами и инвесторами KASE Даурен Тасмагамбетов.

«Мы сейчас общаемся со всеми банками, чтобы оценить спрос на дирхам. У кого-то есть, у кого-то нет. Это же от контрагентов зависит. Стопроцентного такого «да, хотим», «да, готовы» у нас еще пока нет. Как только весь рынок или процентов 80 рынка скажет: у нас есть контрагенты, мы готовы торговать, тогда запускаем (торги дирхамом на KASE. – «Курсив»)», – сказал он «Курсиву».

Другой валютой, торги по которой могут начаться на бирже, является индийская рупия.

«Индийская рупия вообще уникальный кейс, потому что она неконвертируемая – эта валюта работает только внутри Индии. Поэтому здесь тоже надо очень взвешенно подходить – торговать или не торговать. Просто запустить торги какой-то валютной парой на рынке – это тоже определенные инвестиции со стороны биржи, доработка системы, доработка всех этих расчетов и бизнес-процессов. Запустить продукт, не увидев выхлопа, как-то даже экономически нецелесообразно», – отметил Тасмагамбетов.

В настоящее время есть ограничения на конвертацию, поэтому торги с поставкой валюты за пределами Индии не ведутся. За пределами этой страны торгуются расчетные форварды и фьючерсы на рупии. Министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар на пресс-конференции по итогам переговоров 27 декабря 2023 года с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Москве сообщил, что двусторонний товарооборот находится на «самом высоком уровне», превзойдя показатель 2022 года. По его мнению, взаимный торговый оборот превысит $50 млрд.

Значительная часть этого объема приходится на экспорт в Индию российской нефти, который кратно увеличился после почти полного запрета на ее поставки в Европу. По словам вице-премьера РФ Александра Новака, в прошлом году на Индию пришлось 40% российского экспорта нефти. По этому показателю страна занимает второе место сразу вслед за Китаем, который купил половину российской нефти в прошлом году. При этом доля экспорта российской нефти в Европу сократилась в 2023 году примерно в 10 раз.

В августе 2023 года бывший министр финансов РФ и экс-глава российских банков ВТБ24 и «Открытие» Михаил Задорнов заявил, что в Индии застряли миллиарды долларов в рупиях, которыми местные потребители расплачивались за российские углеводороды.

«Россия поставила в Индию нефть и нефтепродукты в первом полугодии на $30 млрд, а наш импорт из Индии оценивается примерно в $6–7 млрд в год. Нам нечего покупать в Индии, но мы не можем эти рупии вернуть, поскольку рупия — неконвертируемая валюта», — сказал он РБК.

С ним заочно поспорил старший эксперт экономического департамента Института энергетики и финансов Михаил Журавлев, который заявил Forbes, что российских нефтяных рупий, застрявших в Индии, не существует. По его словам, индийские нефтеперерабатывающие заводы оплачивают нефть из России в основном долларами и дирхамами ОАЭ. Другие эксперты сообщали о том, что часть российской нефти оплачивалась Индией юанями, которые легче обменять на другие валюты, чем рупии.

Казахстанско-индийский товарооборот составил в 2023 году $1 млрд (0,9% от общего внешнеторгового оборота Казахстана), в том числе экспорт в Индию составил $449,2 млн, импорт – $580,7 млн. Совокупный внешнеторговый оборот республики со всеми странами составил $111,3 млрд, в том числе экспорт – $67,6 млрд, импорт – $43,7 млрд. Таким образом, прямой спрос казахстанских игроков на рупию явно невелик с учетом еще и того, что основной валютой для торговых сделок компаний республики является доллар США, использовать который российским компаниям при расчетах из-за санкций сложнее.

В свою очередь Тасмагамбетов отмечает, что спрос на доллар США на валютных торгах биржи снижается с одновременным ростом интереса к китайскому юаню и российскому рублю. Он не исключает, что изменение структуры казахстанского валютного рынка может иметь определенный российский след.

«Я бы посмотрел на это с другой стороны. По той простой причине, что биржа – инфраструктурный объект по сути для множества контрагентов, соответственно, наша задача – изучать спрос. Что мы видим на валютном рынке? Однозначно снижение объемов торгов по доллару, но при этом возрастающий интерес к тому же юаню, российскому рублю. Понятно, объективно в силу каких-то устоявшихся экономических отношений какие-то российские компании приходят, возможно, через банки второго уровня, пытаются выходить на этот рынок, поэтому структура рынка, именно валютного, стала меняться», – сказал он, комментируя возможность роста спроса на валюту на казахстанском рынке со стороны российских игроков.

По его словам, KASE надо просто быть готовой к изменениям на рынке. Поэтому биржа изучает бизнес-возможности, контактирует со всеми банками, чтобы понять, какой будет спрос, на какую валюту и на какую валютную пару.

В ходе KASE Day в Астане председатель правления биржи Алина Алдамберген отметила, что KASE активно общается с банками второго уровня, чтобы понять направление изменения валютных торгов.

«Сейчас KASE активно общается с банками второго уровня, понять, как может измениться динамика по парам валют. Пока мы думаем, что вот эти пары валют – в дополнение мы ввели в прошлом году доллар-юань, евро-юань – были объемы на доллар-юань, они, наверно, останутся. Хотя, понятно, что в Казахстане уже где-то частично проходят расчеты в дирхамах, рупиях. Но пока такого объема, чтобы торговать на бирже, нет», – сказала она, отметив возможность пересмотра режима торгов по некоторым валютным парам в случае наличия соответствующего спроса со стороны участников рынка.

Рынок иностранных валют на бирже рос несколько лет подряд. В 2023 году объем торгов составил 30 трлн тенге (+43%), в 2022 году – 21 трлн тенге (+34%), в 2021 году – 16 трлн тенге (+34%), в 2020 году – 12 трлн тенге (+4%), в 2019 году – 11 трлн тенге (-17%).

Алдамберген отметила изменения, произошедшие с допуском к валютным торгам большего числа участников.

«Нужно отметить, что биржа видит достаточно много мелких сделок. Сейчас мы видим – сделки стали меньше и на валютном рынке. Если раньше на валютном рынке доминировали в основном банки с крупными лотами, то сейчас многие банки предоставили возможность торговли своим клиентам напрямую, поэтому мы лоты снизили до $1 тыс.», – сообщила она.

Согласно макроэкономическому прогнозу Национального банка, профессиональные участники прогнозируют базовую ставку на конец 2024 года на уровне 13,5% (текущая базовая ставка составляет 15,25%), годовую инфляцию – на уровне 7,5% (на начало февраля годовая инфляция составила 9,8%), рост ВВП – 4,5% (обновленный прогноз правительства РК по росту ВВП в 2024 году составляет не менее 5,3%), а курс тенге к доллару США – на уровне 475,7 тенге (официальный курс Нацбанка на 7 февраля – 454,59 тенге).