Китайские автомобили вдвое увеличили свою долю на казахстанском рынке
Реализация отложенного спроса и экспансия производителей из Поднебесной стали главными причинами рекордного роста продаж на казахстанском рынке новых автомобилей в 2023 году. Выросшие объемы поставок машин из Китая привели к снижению цен на них, хотя «новогодних распродаж» на первичном рынке в РК не наблюдалось уже несколько лет.
Цены на флагманский кроссовер от Changan – UNI-K – в салонах официального дилера начинаются от 14 млн 390 тыс. тенге. Хотя меньше месяца назад этот автомобиль в той же комплектации обошелся покупателям на полмиллиона дороже. А еще двумя месяцами ранее, в ноябре 2023-го, ценник на него был выше на полтора миллиона – 15 млн 890 тыс. тенге.
Скидки в конце прошлого года дилеры предлагали и на другие китайские бренды. Например, Tiggo 7 PRO от Chery за четыре месяца сбросил в цене 20%. Обновленную версию кроссовера впервые презентовали в Казахстане в сентябре. Стартовая цена на эту модель была 12,4 млн тенге. В октябре она снизилась до 11,6 млн, в ноябре была уже 10,9 млн, а в декабре стала дешевле еще на 800 тыс. «Старший брат» Tiggo 7 – Tiggo 8 PRO Max – в последний месяц 2023 года стоил 14,9 млн тенге, на 4 млн дешевле своей первоначальной цены.
Такого спада цен на авто к концу года на казахстанском авторынке давно не наблюдалось. Эксперты уверены: скидки вернулись, потому что дефицита новых автомобилей больше нет.
«Сама по себе такая корректировка цен к концу года – нормальное явление: надо закрывать планы, обновлять склады. Другое дело, что рынок не видел такого уже года четыре. Почему? Потому что с конца 2019 года мировой авторынок пребывал в состоянии жесткого дефицита. Пандемия, логистика, политика…» – комментирует директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян.
«Все импортеры, производители в Казахстане, официальные дилеры и игроки последние два года работали над устранением дефицита на рынке новых автомобилей. Они провели значительную работу, чтобы справиться с дефицитом, возникшим из-за пандемии. В тот период возникли сложности с поставкой комплектующих автомобилей, и логистика стала вызывать затруднения», – добавляет глава Казахстанского автомобильного союза (КАС) Анар Макашева.
В 2022 году рост продаж новых авто в Казахстане был самым низким за последние шесть лет. После начала войны с Украиной Россию покинули мировые автопроизводители, поставлявшие собранные в РФ машины в том числе и на казахстанский рынок. На фоне этого отечественным дилерам пришлось менять логистику и модельный ряд некоторых популярных марок авто, и все равно они не успевали удовлетворять существовавший на тот момент спрос.
Возврат к рынку покупателя
В 2023 году таких проблем с поставками уже не наблюдалось. Некоторые продавцы даже столкнулись с затовариванием.
«Проблемы с поставками остались в прошлом – рынок переориентировался и продемонстрировал уверенный рост. В 2023 году серьезно расширился ассортимент и усилилась конкуренция между участниками рынка. Некоторые игроки столкнулись с затовариванием, однако сейчас планы поставок уже скорректированы», – говорит Анар Макашева.
«В 2023 году на казахстанский рынок пришло много новых для страны автомобильных марок с гибкой ценовой политикой и очень ориентированным на клиента маркетингом. Люди стали больше покупать новых машин, потому что значительно расширился выбор. На казахстанском рынке появились предложения, которых ранее не было», – добавляет генеральный директор автомобильной группы Orbis Auto Динара Искакова.
Расширение ассортимента в основном произошло за счет китайских авто. Участники рынка отмечают, что интерес к «китайцам» со стороны казахстанских потребителей растет благодаря оптимальному соотношению цены и качества.
В прошлом году на казахстанский рынок вышло сразу несколько китайских брендов. В премиум-сегменте появились Hongqi, Tank и электрокары Zeekr. В middle-сегменте – Omoda и Jetour. Причем сборку последнего локализовали в Костанае. Кроме того, уже присутствовавшие на рынке «китайцы» расширили модельный ряд. Только дистрибуция Geely в РК, по данным Orbis Auto, представила за год пять новых моделей.
Как следствие, к концу 2023 года предложение китайских авто превысило спрос на них.
«Главный тренд в 2023 году – возврат от рынка продавца к рынку покупателя, когда условия диктуют не автодилеры, а потребители. Это обусловлено насыщением рынка продукцией», – отмечают в автомобильной компании Allur.
Помимо китайских брендов (Jac, Jetour) их завод нарастил производство и расширил модельный ряд американского Chevrolet и корейского Kia.
Отложенный спрос вкупе с расширением ассортимента стал главной причиной рекордного роста продаж новых авто в прошлом году. По данным Казахстанского автомобильного союза, в 2023 году официальными дилерами было продано 198 686 новых автомобилей, что на 60,2% больше, чем годом ранее. Это лучший показатель за всю историю казахстанского авторетейла. В разрезе по месяцам рекорд установил декабрь. В период предновогодних акций дилеры реализовали 23 528 машин, это в 2 раза больше, чем в аналогичный период 2022-го.
Рост локализованного производства
В Allur отметили, что увеличение поставок автомобилей в дилерские сети стало возможным благодаря активному росту объема производства внутри страны в связи со снижением дефицита комплектующих. По предварительным данным Казахстанского автомобильного союза, за год в стране произвели 148 885 машин (включая коммерческую технику и грузовики), рост составил 30,2%.
На долю автомобилей отечественного производства приходится 70,7% всех продаж на первичном рынке. Из десяти самых популярных моделей девять собирают в Казахстане: три модели марки Chevrolet, пять – марки Hyundai и одну – марки Kia. Лишь Chery Tiggo 7 Pro, вошедшая в десятку, собирается за пределами страны.
«Производство автомобилей в стране бьет рекорд за рекордом. Отрасль продолжает привлекать инвестиции, это позитивно сказывается как на рынке труда, где создаются сотни новых рабочих мест, так и в существенном увеличении налоговых выплат в государственный бюджет. Инвестиции в отечественное производство дают конкретные результаты, что позволяет с оптимизмом оценивать перспективы казахстанского автомобилестроения», – прокомментировала Анар Макашева.
По данным КАС, лидирующую позицию занимает костанайский завод Allur (Chevrolet, Kia, Jac, Jetour), где в 2023 году было выпущено 90 230 автомобилей (+28,8%). Алматинский Hyundai Trans Kazakhstan увеличил производство на 31,3%, до 48 857 авто. Автосборочный завод «СемАЗ» в Семее произвел 3788 единиц коммерческой техники (+53,6%), QazTehna в Карагандинской области – 1801 (+217,1%), Daewoo Bus Kazakhstan (Семей) – 609 (+190%). Спад был у «КАМАЗ Инжиниринг» (Кокшетау), который выпустил 1352 грузовика (–7,5%), и у алматинского Hyundai Trans Almaty – 981 единица коммерческой техники (–2,6%).
Выгодные предложения
Еще одна причина рекордных продаж в прошлом году, которую отметили игроки, – выгодные финансовые программы. На фоне роста поставок дилеры помимо скидок предлагали программы trade-in, а также совместно с банками – облегченные условия по кредитованию и рассрочке.
В Allur рост продаж бренда Chevrolet связали с наличием «выгодных ценовых предложений и привлекательных финансовых продуктов: рассрочка, отсрочка платежа, кредитование по сниженным процентным ставкам». Например, самую популярную в Казахстане модель – Chevrolet Cobalt – можно было купить в кредит без первоначального взноса. На таких же условиях можно было приобрести Lacetti и Onix.
Также без первоначалки, например, был доступен Haval M6. Под 0,1% годовых можно было приобрести популярные модели Hyundai и все модели Changan.
По данным Первого кредитного бюро, число автокредитов в стране выросло на 72,8% и достигло 208,4 тыс. По сравнению с 2022 годом общая сумма выданных займов увеличилась почти вдвое: с 892 млрд тенге до 1,6 трлн. В декабре средняя сумма выдачи составляла 7,9 млн тенге.
Участники рынка отмечают, что благодаря более доступным финансовым продуктам потребители, которые раньше покупали только подержанные авто, на фоне выгодных предложений на первичке стали делать свой выбор в пользу новых автомобилей.
«Наблюдается изменение предпочтений потребителей, которые ранее ориентировались на подержанные автомобили, но теперь все чаще выбирают новые. Это обусловлено доступностью более экономичных бюджетных автомобилей», – сказала Анар Макашева.
Как изменилась расстановка сил на рынке
Если в 2022 году в десятке самых продаваемых брендов три были китайские, то в 2023-м картина зеркально изменилась – теперь лишь четыре из десяти брендов не китайские. Однако первую тройку продолжают прочно держать за собой Hyundai, Chevrolet и Kia. На их долю приходится 59,4% продаж (на 3,2% ниже, чем годом ранее). Hyundai вышел на первое место, сместив Chevrolet на второе.
Chery с шестого места поднялся на четвертое, вытеснив японскую Toyota на пятую строчку. Остальные пять мест заняли китайские автобренды Haval, Jac, Changan, Jetour и Exeed. Три из них – Haval, Changan и Jetour – вошли в десятку впервые. Jetour и вовсе открыл официальные продажи в Казахстане в мае 2023-го. Покинули топ-10 Lada, Lexus и GAZ.
Если в 2022 году китайские бренды* продали 10,2% от всех новых авто на рынке (с учетом коммерческой техники), то по итогам 2023-го на них пришлась уже четверть всех продаж на первичке. Свою долю «китайцы» увеличили в том числе за счет вытеснения бюджетной российской Lada (продажи упали на 80% за год) и UAZ (–8,2%). В коммерческом секторе также снизились продажи Kamaz (–15,1%). Суммарно эти три бренда в 2022 году занимали 7,5%, но по итогам 2023-го это число снизилось до 3,2%. В плюсе прошлый год из российских брендов завершили лишь «газели» (микроавтобусы марки GAZ), увеличив продажи на 50%.
Учитывая запуск производства в Казахстане Chery, Haval и Changan в 2025 году, можно предположить еще большее увеличение доли китайских авто на рынке в ближайшие годы. В целом же по рынку повторения рекордного роста продаж в 60% эксперты в 2024 году не прогнозируют. По мнению аналитиков КАС, рост рынка в этом году будет на уровне 10–15%.
* При расчете учитывались 11 брендов, по которым КАС предоставил данные: Chery, Jac, Jetour, Haval, Geely, Changan, Yutong, Exeed, Jac Trucks, Omoda и Tank.