Почему ВВП Казахстана растет быстрее зарплат, рассказали аналитики
Реальный рост казахстанского ВВП (5,1%) превысил реальное увеличение зарплат (2,6%) в 2023 году. Аналитик Halyk Finance Мадина Кабжалялова отмечает, что в последние 10 лет в республике отсутствует корреляция между двумя показателями, иногда они движутся разнонаправленно. По ее мнению, это происходит по причине структурных проблем в экономике.
«В отдельные годы реальная зарплата могла увеличиваться в ответ на падение выпуска и наоборот. Несмотря на свой номинальный и реальный рост в последние годы, она является низкой по мировым стандартам и не может обеспечить достаточный для разнообразного потребления уровень дохода. Простая структура потребления, более чем на 50% состоящая из продуктов питания, не стимулирует предпринимателей и частный сектор к сложному и диверсифицированному производству, которое бы вызвало качественный рост экономики», – пишет аналитик.
По вышеуказанным причинам рост ВВП в прошлом году и ранее, который в основном был вызван стабильностью цен на энергоносители и фискальными стимулами, не привел к релевантному увеличению доходов населения.
В IV квартале прошлого года по сравнению с предыдущим кварталом среднемесячная зарплата увеличилась на 12%, до 393,6 тыс. тенге. Аналитики Halyk Finance называют такой рост сезонным и связывают его с выплатами премий в конце года.
Среднегодовая месячная зарплата в номинальном выражении выросла на 17,1% – 360,8 тыс. тенге против 308 тыс. тенге по итогам 2022 года. Оплата труда наемных работников в реальном выражении увеличилась на 2,3%. Это самый низкий показатель с 2019 года (в 2018 году показатель составил около 1,5%). Мадина Кабжалялова пишет, что такая динамика соответствует мировым тенденциям из-за высоких уровней инфляции.
Как изменились зарплаты по отраслям
Год к году сильнее всего сократились зарплаты в образовании – почти на 2%, в строительстве – примерно на 1%, в секторе услуг по проживанию и питанию – около 1,5%. В сфере телекома оплата труда, напротив, выросла на 11%, в финансовой – более чем на 9%, транспорта – свыше 5%, в госуправлении – почти на 4,5%. Аналитики связывают увеличение зарплат в госуправлении с политикой государства. С 2023 года внесены поправки в постановление правительства, которые прописывают повышающие коэффициенты к должностным окладам работников, содержащихся за счет госбюджета. К примеру, с 2023 года он составляет 1,45, с 2024 года – 1,71. Данное значение умножается на размер должностного оклада.
Также аналитик сравнила размер среднемесячной зарплаты (393,6 тыс. тенге) с заработком в различных отраслях экономики. Традиционно самый высокий показатель наблюдается в горнодобывающей промышленности, он превышает средние зарплаты в 2,1 раза (более 800 тыс. тенге).
Оплата труда в финансовом и страховом секторе в 1,9 раза выше, чем по стране (около 750 тыс. тенге). Далее с большим отрывом следуют сферы телекома, научно-технической деятельности (консалтинг), строительства и транспорта, где зарплаты выше средних примерно в 1,3-1,5 раза (от 500 до 600 тыс. тенге). Секторами с самыми низкими заработными платами на протяжении многих лет остаются образование (чуть более 300 тыс. тенге), здравоохранение (чуть более 300 тыс. тенге), сельское хозяйство и искусство (менее 250 тыс. тенге), что Halyk Finance объясняет низкой производительностью труда в них.
Какую зарплату запрашивали казахстанские работники в январе
Согласно данным с электронной биржи труда (ЭБТ), самые высокие зарплаты запрашивают специалисты по работе с большими данными (от 1,3 млн тенге), руководители по оптимизации бизнес-процессов (от 1,2 млн тенге) и инженеры по производственным операциям (от 1,2 млн тенге). В свою очередь, работодатели готовы предложить самую высокую оплату труда начальникам базы на производстве (от 900 тыс. тенге), инженерам-проектировщикам (от 800 тыс. тенге) и главным строителям (от 790 тыс. тенге).
За январь 2024 года на ЭБТ работодатели разместили 97,3 тыс. вакансий, а соискатели – 191,1 тыс. резюме. Больше всего вакансий в январе было размещено в профобластях «образование и воспитание» (17,5 тыс. вакансий) и «медицина и фармацевтика» (8,5 тыс.). Среди соискателей на ЭБТ наблюдалась активность со стороны работников профобластей «образование и воспитание» (17,3 тыс. резюме) и «ЖКХ и благоустройство» (8,2 тыс. резюме).
Месяц к месяцу количество вакансий уменьшилось на 19%, а число резюме выросло более чем втрое. Минтруда объясняет превышение спроса работников над предложением работодателей снижением активности рекрутинговых процессов в начале года.
«Наибольший рост спроса (на 45%, или 9,9 тыс. вакансий) в январе наблюдался на специалистов высокой квалификации. Спрос со стороны работодателей на среднеквалифицированных специалистов остался практически на уровне декабря прошлого года, незначительно снизившись на 4% (2 тыс. вакансий). Одновременно в январе наблюдается существенное снижение спроса на неквалифицированный персонал – на 58% (30,2 тыс. вакансий)», – добавили в Минтруда.
Какие регионы больше всего нуждаются в рабочей силе
Активнее всего искали работу именно неквалифицированные соискатели – месяц к месяцу число их резюме выросло в 6,5 раза. При этом активность наблюдалась также со стороны соискателей с высокой (рост числа резюме в два раза) и средней квалификацией (рост в 2,5 раза).
«В целом в январе на ЭБТ наблюдалось снижение спроса на неквалифицированную рабочую силу и высокий спрос на специалистов в профобластях «образование и воспитание» и «медицина и фармацевтика», – сообщила руководитель управления департамента стратегии и анализа больших данных «Центра развития трудовых ресурсов» Камилла Манакова.
Сильнее всего вырос спрос на рабочие места в Кызылординской (в 6 раз) и Туркестанской (в 4 раза) областях, а также в Шымкенте (в 5 раз). Данные регионы традиционно считаются трудоизбыточными (там, где наблюдается избыток рабочей силы в трудоспособном возрасте). Наименьший прирост зафиксирован в Астане (на 56%).
В то же время самое значительное снижение числа вакансий по сравнению с декабрем отмечается также в южных регионах: Кызылординской области – на 61%, Туркестанской – на 48%, Алматы – на 47%.
В конце прошлого месяца аналитики Halyk Finance подсчитали, что около 50% жителей Казахстана в среднем зарабатывают ниже минимальной зарплаты (85 тыс. тенге в 2024 году). В то же время 10% самых богатых казахстанцев владеют почти 60% всех активов домохозяйств страны, что ставит республику в один ряд с государствами Африки по уровню имущественного неравенства.