Нефтяные компании пересматривают портфели в сторону удешевления добычи
Крупные нефтяные компании рассматривают возможность приобретения новых месторождений со стоимостью извлечения ниже $30 за баррель. Их толкает к этому неопределенность на нефтяном рынке и желание вернуть благосклонность инвесторов, пишет Reuters.
В ожидании падения цен
Переход нефтяных гигантов к более «легким» месторождениям свидетельствует об опасениях компаний по поводу того, что период высоких цен не продлится долго, отмечает агентство. За последнее десятилетие циклы падения и роста цен на нефть стали более глубокими и частыми. Даже такой мейджор, как Saudi Aramco с традиционно низкой стоимостью добычи, рассматривает возможность сокращения затрат.
«После трех значительных падений цены на нефть за последние 15 лет ширится ожидание, что следующее падение уже не за горами», — цитирует Reuters аналитика Wood Mackenzie Алекса Бикера.
За дешевую нефть приходится платить дороже
Себестоимость добычи у компаний разнится. Она зависит в первую очередь от тех месторождений, которыми они управляют, а также от корпоративных стандартов по подсчету себестоимости, например, включает ли компания в нее дивиденды. В среднем, сегодня себестоимость барреля нефти составляет $35-50 (с учетом дивидендов), сообщили «Курсиву» источники в отрасли.
Exxon, Chevron и Occidental Petroleum недавно заключили сделки на сумму $125 млрд по приобретению компаний, которые владеют активами со стоимостью добычи $25-30 за баррель, пишет Reuters. Британско-нидерландская Shell и норвежская Equinor (бывшая Statoil) также рассматривают участие в проектах с себестоимостью добычи $25-30 за баррель, а французская Total Energies намерена добиться стоимости добычи ниже $25 за баррель.
Новая добыча будет, скорее всего, связана с высокопродуктивными глубоководными месторождениями, на которых морская платформа после покрытия затрат «превращается в станок для печатания денег», либо со сланцевыми ресурсами, где, в зависимости от рыночных цен на нефть, всегда можно добурить группу неглубоких скважин, пишет Reuters.
Как компании взаимодействуют с инвесторами
Традиционно инвесторы держали акции крупнейших нефтяных компаний из-за их стабильных дивидендов, отмечает Reuters. Но за последние десять лет доля энергетического сектора в индексе S&P 500, в который входят крупнейшие компании США, снизилась почти в три раза — до лишь 4,4%, следует из данных S&P Global. Этому способствовали переток инвесторов в технологический сектор, резкое ухудшение показателей нефтяных гигантов из-за чрезмерных расходов и волатильности цен, а также растущая обеспокоенность по поводу окружающей среды, пишет Reuters.
Снижение интереса со стороны инвесторов заставляет нефтяников искать более дешевую нефть с тем, чтобы оперативно реагировать на ценовые изменения на рынке. Кроме того, компании пытаются завоевать благосклонность инвесторов другими способами. Пять крупнейших нефтяных компаний — BP, Shell, Total, Exxon и Chevron — по итогам 2023 года суммарно заплатили акционерам $111 млрд в виде дивидендов и байбеков. Exxon и Chevron потратили на выплаты акционерам больше денег, чем на новые нефтяные проекты.
В погоне за прибылью нефтяные компании не только проводят ревизию портфелей, но и концентрируют свою деятельность в более выгодных областях. Кроме того, компании сокращают персонал и выводят на аутсорс часть своих операций в страны с более дешевой рабочей силой.
«Это [новые проекты] отличное вложение средств, которое даст возможность стабильно получать высокие прибыли даже в период спада в отрасли и энергоперехода», — цитирует Reuters финансового директора Exxon Кэтрин Майклс.