К вопросу о психологии потребительской уверенности

Опубликовано
Главный аналитик исследовательской компании United Research Technologies Group
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

В предыдущих материалах мы обсуждали, как концепция доверия в экономике связана с предсказуемостью действий экономических акторов. Прогнозы высокого уровня потребительской уверенности приводят к оптимизму в отношении будущего, тогда как прогнозы низкой уверенности ведут к пессимизму потребителей и производителей. Пессимистичные настроения, в свою очередь, ведут к снижению потребительских расходов, снижению производства, росту безработицы и снижению инвестиций.

Ошибки прогнозирования

В мире, где экономические акторы действуют исходя из строго рациональных предпосылок, негативные экономические явления должны формировать низкий уровень уверенности, который должен приводить к практикам сбережения средств. Однако психологи отмечают, что люди склонны становиться особенно оптимистичными в сложных экономических условиях – и это усиливает ошибку прогнозирования будущего. Также обычным потребителям свойственно воспринимать личные и/или будущие экономические условия как систематически лучшие, в сравнении с совокупными (региональными, страновыми) и/или прошлыми условиями.

Ловушки предубеждений

Это приводит рядовых потребителей к систематическим искажениям восприятия и текущей экономической ситуации, и оценки будущих условий. При этом когнитивная психология говорит нам о том, что ошибка прогнозирования является не исключением, а скорее правилом. Правилом она является потому, что (экономические) предубеждения, в том числе ошибки прогнозирования – это не случайное иррациональное поведение, а укоренившиеся и систематические модели поведения, которые влияют на формирование ожиданий людей.

Тестируя логику

Для того, чтобы проанализировать, насколько потребители отклоняются в своих суждениях от текущей и будущей экономической ситуации, итальянские исследователи провели анализ результатов ежемесячных массовых опросов потребителей. Эти опросы проводились в десяти европейских странах (Бельгия, Германия, Ирландия, Греция, Франция, Италия, Финляндия, Испания, Нидерланды, Великобритания) в течение 22 лет (с 1985 по 2007 год). В рамках исследования анализировались данные, полученные при ответе участников на вопросы, схожие с вопросами, задаваемыми в исследовании потребительской уверенности (CCI Казахстан): как изменилось и как изменится личное материальное положение домохозяйства, как изменилась за последние 12 месяцев и как изменится в течение будущих 12 месяцев экономическая ситуация в стране.

«Искаженное» восприятие потребителей

Исходя из результатов проведенного исследования, европейские потребители склонны считать, что его/ее финансовое положение в среднем стало лучше (или менее плохим), чем общеэкономическое. Отчасти это является результатом более пессимистичных ретроспективных оценок, а также объясняется влиянием средств массовой информации, которые формируют представления о макроэкономических условиях в стране.

Можно высказать гипотезу из области клинической психологии о том, что восприятие личной экономической ситуации как более оптимистичной в сравнении с общестрановой экономической ситуацией может быть результатом иллюзии контроля: личное материальное положение лежит в сфере контроля и действий потребителя, а вот возможности влиять на макроэкономические показатели – отсутствуют.

Будущий период в сравнении с прошедшим априори воспринимается потребителем как более оптимистичный – и в личной, и в общеэкономической перспективе. Искажение здесь состоит и в иллюзии контроля, и в предвзятости доступности. Она представляет собой феномен, который заключается в склонности к поиску информации (например, в СМИ или социальных сетях), которая уже подтверждает наши взгляды, а затем – к интерпретации ее нужным нам образом. При этом происходит «отбрасывание» или игнорирование фактов, не подтверждающих имеющуюся у нас теорию или точку зрения.

Хотя ряд экономистов и вовсе склонны приписывать более оптимистичные сценарии будущей экономической ситуации (личной или общей) такому феномену как «предвзятость оптимизма» (optimism bias): нашей способности ориентироваться на преимущественно позитивные сценарии, игнорируя факторы, которые могут привести к более негативным сценариям развития событий (тем самым совершая ошибку планирования).

И если в случае с повседневными задачами ошибки планирования могут привести к увеличению времени, которое мы планировали потратить на какое-то действие, то ориентация на позитивные (экономические) сценарии может привести к неверной оценке собственных ресурсов и, как следствие, к незапланированным крупным покупкам, неверному бюджетированию, рисковым (инвестиционным) решениям, а также ухудшению личной и/или общей экономической ситуации.

Контролируя оценки

Какой же вывод можно сделать из результатов исследования оценок восприятия потребителей личной и страновой экономической ситуации с перспективы методологических корректировок? Во-первых, опрос потребителей должен включать в себя оценку прошлого, текущего и будущего экономического состояния в более короткой перспективе – поскольку чем более длительный период потребитель должен вспомнить / спрогнозировать, тем более искаженными будут оценки. Важным является рассмотрение общей динамики потребительской уверенности в перспективе как минимум полугода-года для нивелирования явных искажений, например, связанных с конкретным (экономическим) событием.

Во-вторых, сравнение данных опросов потребителей и опросов представителей бизнеса также позволяет скорректировать более «полярные» (пессимистичные ретроспективные и оптимистичные будущие) оценки потребителей даже в долгосрочной перспективе. Еще одним возможным вариантом является корректировка прогнозных сценариев потребителей с учетом «оптимистичного коэффициента», который определяется на основании отклонений или субъективных искажений потребителей при прогнозировании и последующей оценке этого периода как текущего.

Читайте также