Кому казахстанские компании добровольно отчитываются о своем влиянии на экологию

Опубликовано

8 февраля «Казатомпром» сообщил, что ему присвоен климатический рейтинг «B» по направлению «Изменение климата» международным проектом по раскрытию данных о выбросах парниковых газов Carbon Disclosure Project (CDP). Что это за рейтинг, зачем он нужен и какие климатические оценки получили другие казахстанские компании – в материале «Курсива».

фото: shutterstock

«Казатомпром» впервые принял участие в проекте CDP и добровольно раскрыл свои экологические данные за 2022 год, в том числе по выбросу парниковых газов. Полученная оценка находится выше средних рыночных оценок: «C» – по региону Азия и «B-» – по сектору «Переработка металлов». Экологическими данными за 2022 год с CDP поделились также QazaqGaz, KAZ Minerals, «КазМунайГаз», «Каз­атомпром», «Самрук-Энерго» и тоже получили климатический рейтинг.

У кого какая буква

CDP отправляет опросники крупнейшим компаниям по всему миру и исходя из ответов  выставляет рейтинг от «F» до «A» в рамках четырех направлений: «изменение климата», «водная безопасность», «сохранение лесов» и «Использование пластика». Раскрытие информации такого характера не предусмотрено регулированием – компании делают это добровольно.

Тем, кто на запрос не ответил, присваивают рейтинг «F». Его получили, например, Freedom Holding и «Тенгизшевройл», но CDP отдельно оговаривает, что эта оценка означает именно отсутствие ответа от компании, а не проблемы с устойчивым развитием. 

У «Казатомпрома» из казахстанских компаний самый высокий рейтинг – «B» – по направлению «Изменение климата». У «КазМунайГаза» по трем направлениям («Изменение климата», «Водная безопасность» и «Леса») – «С», у KAZ Minerals – «C» – в «Изменении климата» и «Водной безопасности».

Так как СDP учитывает множество факторов при оценке компании, количество выбросов углекислого газа с выставленным рейтингом прямо не коррелирует. Так, самыми загрязняющими из получивших рейтинговые оценки казахстанских компаний за отчетный 2022 год стали «Самрук-Энерго», «КазМунайГаз» и QazaqGaz. На них пришлось 33 млн, 8,1 млн и 5,1 млн метрических тонн прямых выбросов углекислого газа соответственно. Хотя у QazaqGaz выбросов меньше, чем у КМГ, климатический рейтинг у первой компании хуже («C» – у КМГ, «D» – у QazaqGaz). KAZ Minerals эмитировал 580 тыс., а «Казатомпром» – 97 тыс. метрических тонн углекислого газа за отчетный период, как следует из опросников компаний на сайте CDP.

В «Казатомпроме» рассказали «Курсиву», что «после присуждения оценки CDP направляет в адрес оцененной компании краткий конфиденциальный отчет, в котором в том числе приводится информация о средней оценке компаний-аналогов по отрасли и по региону». Средние значения по рынкам недоступны обычным зарегистрированным пользователям на сайте проекта.

По мнению самой CDP, присваиваемый рейтинг также помогает компаниям отслеживать собственный прогресс на пути к устойчивости, ведь без меры измерения успешность определить невозможно. 

Единая площадка для учета  

Опросник CDP был составлен в соответствии с рекомендациями Целевой группы по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом (TCFD), применяемыми компаниями на добровольной основе. Помимо CDP инициативы в области устойчивого развития Global Reporting Initiative (GRI), Climate Disclosure Standards Board (CDSB), Sustainability Accounting Standards Board (SASB) также руководствуются рекомендациями TCFD. При этом они предоставляют свои, отдельные стандарты раскрытия ESG-информации. 

В итоге инвесторы не могут сравнить, казалось бы, одни и те же показатели среди компаний, использующих разные стандарты. CDP выступает единой доступной платформой, где собрана и структурирована такая информация. 

«CDP был создан для унификации и централизации отчетности по эмиссиям парниковых газов, чтобы мы могли глобально вести учет. Эти данные очень важны для координации работы по противодействию изменению климата и повышения ее эффективности. Для самой организации (опрашиваемой компании. – «Курсив») это возможность подтвердить свои достижения и показать, что она готова внести свой вклад в решение одной из главных глобальных проблем», – комментирует Василий Калабин, эксперт в области устойчивого развития и ESG. 

Сайт проекта позволяет полностью просмотреть ответы компаний на вопросы CDP, проанализировать непосредственно сами данные по эмиссиям. Опросник также дает доступ к верифицирующим документам от регуляторов и сторонних организаций о выбросах парниковых газов каждой конкретной компании (в Казахстане верификацию выполняет Eurasian GHG Management (Щучинск).

Нужен ли казахстанским компаниям рейтинг CDP

CDP не пользуется большой популярностью среди казахстанских компаний, говорит Василий Калабин. Он поясняет:

«Есть ряд рейтинговых организаций, которые дают комплексную ESG-оценку. Она как раз часто более востребованная, чем CDP. Это оценки Sustainalytics, MSCI, S&P Global ESG Score и некоторые другие. У инвесторов очень востребованы такие оценки, поэтому многие компании и в Казахстане, и за рубежом часто их получают сегодня».

Говоря об инвесторах, которых интересуют ESG-рейтинги, Калабин подразумевает иностранных инвесторов. Соответственно, упоминаемые рейтинги есть у казахстанских компаний, которые представлены на зарубежных биржевых площадках – Kaspi.kz, Халык банка, «КазМунайГаза», «Казатомпрома».

«У нас главный драйвер повестки устойчивого развития – зарубежные инвесторы и регуляторы», – резюмирует ESG-эксперт.

Дочерние компании ФНБ «Самрук-Казына» также получают такой рейтинг по поручению фонда. Василий Калабин приводит в пример QazaqGaz, который в декабре прошлого года был оценен Sustainalytics в 19,2 балла, что подразумевает низкие риски. Данных по Air Astana, которая на днях провела IPO, в том числе на Лондонской фондовой бирже, нет ни в системе Sustainalytics, ни в CDP.

В «Казатомпроме», отвечая на вопросы «Курсива», прокомментировали, что «практика раскрытия информации посредством CDP приветствуется на мировых рынках профильной для компании продукции». Поэтому национальная атомная компания планирует упоминать полученный CDP рейтинг «B» в своих публичных материалах «в целях повышения ее инвестиционной привлекательности и взаимодействия со стейкхолдерами».

Читайте также