С 1 марта в Казахстане запустят ипотечную программу «Отау» или «9-20-19». Она будет действовать 7 лет, жилье по ней смогут получить около 50 тыс. человек. Корреспондент «Курсива» поинтересовался у экспертов, как старт новой ипотеки повлияет на рынок недвижимости и будут ли застройщики повышать цены на жилье.
«Курсив» рассказывал об условиях новой программы.
Президент Казахстанской федерации недвижимости Ермек Мусрепов заметил, что сейчас на рынке недвижимости наблюдается стагнация. Сделки купли-продажи жилья носят не массовый, а точечный характер. Последние полгода их число продолжает заметно снижаться, потому что у казахстанцев нет средств для того, чтобы приобрести недвижимость, которая была бы им по карману, считает эксперт.
«Введение такой ипотеки своевременно. Благодаря ей мы преодолеем стагнационный период, и рынок недвижимости начнет оживать. Количество сделок купли-продажи начнет расти. Тем не менее 50 тыс. потенциальных участников программы – это не так много. Спрос на недвижимость у нас в разы больше. Даже очередников намного больше, чем планируемая выдача ипотечных кредитов. А, помимо очередников, есть и другие слои населения», – заметил Ермек Мусрепов.
Он также подчеркнул, что упор в программе сделан на молодежь до 35 лет, что сильно ограничивает количество заемщиков. Ипотечные программы, по его мнению, должны быть направлены на широкие слои населения.
«Исходя из опыта прошедших ипотечных программ, лимит по стоимости жилья (30 млн тенге в Астане и в Алматы) не даст продавцам повысить цены. Такого не будет, потому что у нас и так завышенная стоимость квадратного метра как на первичном, так и на вторичном рынках. Наоборот, цены будут корректироваться в сторону понижения по категориям 3 и 4 – это комфорт и экономкласс, те квартиры, которые подходят под эту программу. Жилье 1-й и 2-й категории – бизнес и элит-класса – стоит дороже, чем лимиты по программе», – считает Ермек Мусрепов.
Он отметил, что программа «Отау» отличается от «7-20-25» в сторону ужесточения. Так, в отличие от «7-20-25», здесь есть ограничения по повторному участию в программе (кредит можно взять только один раз), наличию жилья, обязательной прописке.
«В итоге такие условия не дают возможности для широких слоев населения использовать эти кредитные средства», – подытожил Ермек Мусрепов.
Глава Союза строителей Талгат Ергалиев имеет другое мнение по поводу цен на жилье. По его мнению, за последние 20 лет не было периода, когда цены на жилье не росли, за исключением мирового кризиса 2008 года и случаев, когда строительные компании осознанно снижали цены, чтобы оплатить зарплаты своих сотрудников и налоги.
По его словам, ежегодно цены повышаются на 10–15% в год в связи с инфляцией, связанной с удорожанием стройматериалов, коммунальных услуг, ростом зарплат рабочих.
«Смотрите, в Астане сейчас жилье стоит 400 тыс. тенге за квадратный метр, а в Алматы – 700 тыс. тенге. Такой большой разницы в 300 тыс. тенге между городами не было никогда, максимум – 100 тыс. тенге. Поэтому, возможно, цены в Астане начнут расти с 400 до 600 тыс. Сегодня из-за отсутствия финансирования этот вопрос стоит, но как только в отрасль пойдут средства, цены начнут расти. Может быть, не сразу, а в течение года-двух», – полагает Талгат Ергалиев.
Глава Союза строителей добавил, что средства по программам «Отау» (150 млрд тенге) и «7-20-25» (100 млрд) должны доходить до казахстанцев своевременно и их должны получать действительно нуждающиеся люди, которые не смогут приобрести жилье без поддержки государства. Доступ к заемным средствам, по его мнению, должен быть коротким и упрощенным.
Ранее в Отбасы банке заявляли, что участники программы «Отау» смогут купить только то жилье, которое размещено на сайте «Баспана маркет». Перед размещением на платформе каждый объект будет проходить процесс согласования стоимости на основании текущих рыночных цен на жилье. В банке считают, что это не позволит застройщикам искусственно повышать цены на квартиры.
Согласно анализу Института экономических исследований (ERI), количество сделок купли-продажи на рынке жилья сократилось за год на 20%, с 465 тыс. в 2022 году до 370 тыс. сделок в 2023 году. Выдача ипотечных кредитов снизилась на 18,4%. Всего было выдано займов на сумму 1,6 трлн тенге.