Новости

«Это роскошь». В полиции объяснили, почему ювенальные инспекторы больше не работают в школах

Инспекторами в школах были молодые девушки, которые не оказывали большого влияния на безопасность учеников / Фото: коллаж kursiv.media

В МВД РК считают, что инспекторы ювенальной полиции в каждой школе — это «слишком большая роскошь». По словам замминистра внутренних дел Игоря Лепехи, сейчас в учебных заведениях почти не совершаются преступления, а для защиты от террористических угроз есть видеокамеры, тревожные кнопки и охрана.

Во время пленарного заседания мажилиса депутат Мурат Ергешбаев выступил с предложением вернуть в школы ювенальных инспекторов. Он считает, что эта практика способствовала предупреждению преступности среди несовершеннолетних.

Однако Лепеха ответил, что сейчас инспекторов по делам несовершеннолетних недостаточно, чтобы обеспечить безопасность во всех школах страны, поэтому их оставили только в крупных учебных заведениях.

«Дело в том, что на сегодняшний день инспекторов по делам несовершеннолетних по штату чуть более трех тысяч. Мы никогда не могли закрыть потребность в них всех школ, мы держали (сотрудников — прим.ред) только в крупных школах. Это было связано с тем, что тогда действительно был разгул преступности в школах, были драки и проносили запрещенные предметы. Да, мы вынужденно на это шли вплоть до того, что на первом этапе даже сотрудников патрульной полиции переводили туда и ставили в школы. Но на сегодня анализ показал, что у нас в школах преступлений практически не совершается, их очень мало», — объяснил замминистра внутренних дел.

По его словам, сейчас в стране насчитывается около 7,5 тыс. школ и обеспечить каждую из них ювенальным инспектором «физически невозможно» и является «слишком большой роскошью» для страны, которая имеет всего 12 тыс. патрульных полицейских.

Он считает, что важнее укомплектовать территориальные подразделения ювенальной полиции, которые занимаются работой с семьями, посещением по месту жительства, контролем за посещением развлекательных заведений несовершеннолетними. 

«У нас много вопросов, связанных с безнадзорностью, беспризорностью, с посещением в ночное время развлекательных заведений — этим и занимаются территориальные инспектор. Поэтому мы посчитали, что важнее укомплектовать их», — добавил Лепеха.

К тому же, по его мнению, инспекторами в школах были молодые девушки — выпускницы педагогических и юридических вузов, которые не оказывали большого влияния на безопасность учеников.

Контекст. Вопросы безопасности в школах Казахстана актуализировались в конце января, когда в соцсетях и на улицах нескольких городов появились сообщения и листовки о якобы планируемых терактах в учебных заведениях. В частности, такие угрозы были зафиксированы в Актобе, Атырау, Астане, Павлодаре и Караганде.

Первые сообщения о готовящихся терактах появились 25 января в Актобе. В тот же день полиция сообщила, что установила личность анонима, который в своем Telegram-канале угрожал напасть на школы. Им оказался 18-летний уроженец «одной из стран ближнего зарубежья». Из какой именно страны правонарушитель, в полиции города «Курсиву» не ответили. 26 января из-за угрозы теракта больше 49 тыс. детей, учащихся в первую смену, не пошли в школы.

Позже полицейские задержали 13-летнего подростка, которого подозревают в авторстве рассылок о готовящихся терактах в школах Карагандинской области. По данным полиции, сотрудники управления по противодействию экстремизму ДП области задержали администратора Telegram-канала, где шла рассылка о расстреле школьников в регионе.

Точно такие же фотографии с аналогичным текстом (изменены только адреса) появлялись в Telegram-канале «Татарский маньяк» в начале января. Автор канала обещал устроить «день мяса и крови» в столице Татарстана, однако угрозы оказались ложными.