Почему Германия может потерять статус промышленной сверхдержавы
Экономика Германии в 2023 году столкнулась с резким торможением производственного сектора. Крупные промышленные предприятия отказываются от новых проектов и сворачивают производственные линии. Последним фактором, повлиявшим на немецких технологических гигантов, стал отказ от российского природного газа.
Глубина падения
«Мы больше не конкурентоспособны. Мы становимся беднее, потому что у нас нет роста. Мы отстаем», — заявил министр финансов Кристиан Линднер в начале февраля 2024 года. По итогам декабря 2023 года промышленное производство в Германии снизилось на 1,6% по сравнению с предыдущим месяцем. При этом опрошенные агентством Reuters аналитики прогнозировали снижение всего на 0,4%.
В целом, падение промышленного производства в Германии продолжается уже седьмой месяц подряд — это абсолютный рекорд за все последние годы наблюдений, заявила старший европейский экономист Capital Economics Франциска Палмас. «Высокие энергозатраты и слабый внутренний и внешний спрос приведут к дальнейшему снижению промышленного производства в Германии в 2024 году», — говорит эксперт. Более того, в энергоемких отраслях производство упало на 5,8% в декабре по сравнению с предыдущим месяцем. Особенно сильное снижение произошло в важной химической промышленности, где производство сократилось на 7,6% по сравнению с предыдущим месяцем, и в строительстве, где снижение составило 3,4%. Производство также сократилось во многих других отраслях, хотя и не так резко, сообщило статистическое управление.
«Данные подтверждают, что немецкая промышленность находится в рецессии», — сказал главный экономист Berenberg Bank Хольгер Шмидинг.
Более того, экспорт сократился на 4,6% в декабре и на 1,4% за 2023 год. В целом за 2023 год по сравнению с предыдущим годом заказы на оборудование снизились на 5,9%. По мнению аналитика по глобальной экономике и рынкам в Rabobank Эрика-Яна ван Харна, экономический рост маловероятен в ближайшее время, и это приводит к массовому сокращению рабочих мест в промышленном секторе. В частности, французский производитель шин Michelin закрывает два своих завода в Германии и планирует закрыть третий к концу 2025 года, что затронет более 1500 сотрудников. «Мы пришли к выводу, что не можем экспортировать грузовые шины из Германии по конкурентоспособным ценам. Если Германия не сможет конкурировать в международном контексте, страна потеряет одно из своих самых больших преимуществ», — заявила руководитель направления Северная Европа компании Michelin Марии Ретгер.
В июле 2023 года компания по производству автозапчастей Continental AG также объявила о планах закрыть немецкий завод, который производит компоненты для систем безопасности и тормозных систем. Другой крупный игрок — компания Robert Bosch GmbH находится в процессе сокращения тысяч рабочих мест. В свою очередь GEA закрывает завод по производству насосов около Майнца в пользу нового нового производства в Польше. «Я не уверен, что мы можем остановить эту тенденцию. Для этого многие вещи должны измениться очень быстро», — заявил генеральный директор GEA Group AG Стефан Клеберт.
Помимо автомобильной, одной из самых тяжело пострадавших отраслей стала химическая промышленность — это стало прямым результатом потери Германией дешевого российского газа, а также вызванного этим решением энергетического кризиса 2022 года. Согласно недавнему опросу ассоциации VCI, почти каждая десятая химическая компания Германии планирует окончательно прекратить производственные процессы. Крупнейший производитель химии в Европе BASF SE сокращает 2 600 рабочих мест, а Lanxess AG объявил о сокращении 7%. При этом адаптироваться к новой реальности производителям мешают высокие бюрократические преграды. В частности, GEA установила солнечные батареи на заводе в западногерманском городе Эльде и подала заявку на разрешение на подачу энергии в январе 2022 года, за два месяца до начала строительства, однако до сих пор не получила одобрения.
Основные причины
Энергетический кризис 2022 года наложился на последствия пандемии коронавируса, во время которой немецкие компании не могли довольно долгое время получить чипы от азиатских поставщиков. В свою очередь замедление экономического роста в Китае еще сильнее сокращает спрос на немецкие промышленные товары. Страна испытывает последствия того, что сделала «стратегическую ставку на полное принятие глобализации», заявила директор Центра по США и Европе при Институте Брукингса Констанце Штельценмюлле. По ее словам, «Германия передала свою безопасность США, свой экспортно-ориентированный рост Китаю и свои энергетические потребности России».
В итоге страна столкнулась с конкуренцией на мировом рынке, в том числе со стороны Китая. В 2023 году экспорт автомобилей из Китая превзошел поставки из Германии благодаря электромобилям, в первую очередь BYD. Это создает сложности для тысяч компаний в цепочке поставок автомобильной промышленности в Германии и других европейских странах. При этом немецкая промышленность слишком медленно адаптируется к новыми реалиям. Согласно Федеральному агентству по транспорту Германии (KBA), почти 98% автомобилей до сих пор работают на двигателях внутреннего сгорания, поэтому большинство аналитиков считают план Германии выпустить на дороги около 15 млн электромобилей к 2030 году «чрезмерно амбициозным» и недостижимым.
По словам Эрика-Яна ван Харна из Rabobank, такие факторы, такие как дешевая энергия из России, сильный спрос из Китая и взлет мировой торговли поддерживали экспорт Германии десятилетиями, но сейчас этих факторов больше нет. Более того, коалиционное правительство Германии оказалось под давлением на фоне бюджетного кризиса, возникшего после решения Конституционного суда о том, что перераспределение неиспользованных долгов, взятых во время пандемии, на текущие бюджетные планы является незаконным. Это создало дефицит бюджета в размере $60 млрд, и поскольку средства были выделены на несколько лет вперед, кризис вероятно повторится в конце года, когда начнется планирование бюджета на 2025 год.
«Мы придерживаемся нашего прогноза о том, что немецкая экономика сократится на 0,3% в целом в 2024 году», — сказал главный экономист Commerzbank Йорг Крэмер. По результатам 2023 года экономика Германии также сократилась на 0,3% год к году.
Впрочем, с такими оценками согласны не все эксперты. Например, Международный валютный фонд не ожидает рецессии, но прогнозирует, что Германия будет самой медленно растущей крупной экономикой Европы в 2024 году, когда ее рост составит всего 0,5%. «Мы видим слабый рост во всей Европе, но, вероятно, Германия — это самый яркий пример. Германия, возможно, больше, чем другие экономики ЕС, подвержена замедлению в Китае», – считает главный экономист ОЭСР Клэр Ломбарделли.
Выход из кризиса
Для немецкого бизнеса одним из решений является перевод производства в другие страны. Например, производители солнечных панелей в Германии закрывают предприятия и сокращают персонал, так как им трудно конкурировать с поддерживаемыми государством китайскими компаниями. В такой ситуации, по словам генерального директора Детлефа Нойгауза, дрезденская компания Solarwatt GmbH уже сократила 10% своего персонала и может перенести производство за границу, если ситуация не улучшится в этом году. В свою очередь производитель вентиляторов и вентиляционного оборудования EBM-Papst переключилась на производство компонентов для тепловых насосов и центров обработки данных, а теперь планирует вывести свои мощности в Восточную Европу или Индию.
По мнению экономистов, немецкой промышленности нужны масштабные реформы. «Германии нужна фундаментальная экономическая трансформация. Самая большая проблема для Германии – это не план на ближайшие два года, а на следующие 10 лет, стране нужно полностью перекроить свою промышленность», — считает президент Немецкого института экономических исследований в Берлине Марсель Фратцхер. Правительство уже предприняло некоторые шаги в этом направлении: увеличило финансирование для стартапов, ускорило одобрение инфраструктурных проектов и облегчило правила иммиграции для квалифицированных работников.
Однако у этих решений есть важные инфраструктурные ограничения. По данным Европейской комиссии, Германия отличается крайне низким уровнем цифровизации: только 19% домохозяйств подключены к высокоскоростному интернету с помощью оптоволоконной связи по сравнению со средним показателем в 56% по Европейскому союзу. Более того, закрытие предприятий приводит к падению спроса на квалифицированные кадры. Так, согласно оценкам Института исследований Ifo, только связанное с этим снижение уровня математических навыков в стране обойдется немецкой экономике около 14 трлн евро ($15 трлн) к концу XXI века.