Инвестиции

Ставка на кооператоров: как Китай пытается оживить экономику

Проблемы в китайской экономике создают угрозу для всех стран в мире. Фото: shutterstock

Власти Китая начали разработку новой программы, направленной на развитие частного бизнеса. Таким образом, они пытаются восстановить затухающий экономический рост на фоне падения спроса на рынке недвижимости. Впрочем, международные эксперты не ждут серьезных изменений и все чаще говорят, что китайской финансовой системе необходима полноценная перестройка.

Новая программа

Китайские власти начали разрабатывать законопроект, направленный на продвижение частного сектора, чтобы возродить замедлившийся после пандемии коронавируса экономический рост и укрепить доверие инвесторов на фоне продолжительного кризиса на рынке недвижимости. Как говорится в пояснениях, закон о поощрении частного сектора будет фокусироваться на защите собственности частных предприятий обеспечивая их доступ к рынку. Новый документ призван «полностью уравнять в правах частный и государственный сектор экономики, обеспечить равный доступ государственных и частных компаний к рынкам и средствам производства, защитить законные интересы предпринимателей, повысить уровень защиты частной собственности», — говорится в совместном пояснении Минюста и Госкомитета КНР по делам реформ и развития. 

При этом пояснение практически слово в слово повторяет циркуляр ЦК КПК и Госсовета КНР о поддержке частного предпринимательства от 19 июля 2023 года. В том документе было представлено шесть мер поддержки: постоянное снижение административных барьеров для выхода на рынок, недопущение произвола властей и дискриминационной практики со стороны госкомпаний, терпимое отношение к случайным административным нарушениям, привлечение частного капитала к инновационной деятельности, в том числе за счет развития совместных проектов с госпредприятиями и НИИ, помощь частному капиталу с выходом на зарубежные рынки и, наконец, расширение представительства бизнеса в высших органах государственной власти.

Согласно заявлению Национальной комиссии по развитию и реформам, будут созданы правовые и институциональные механизмы для обеспечения равного обращения частных и государственных предприятий. В частности, планируется принять дополнительные меры для лучшей реализации существующих поддерживающих политик и стимулирования участия большего количества частного капитала в реализации крупных национальных проектов. По мнению аналитиков, новый законопроект не сильно улучшит деловую среду в Китае и он не предполагает новаторских мер. Новый законопроект показывает «некоторое отчаяние» китайского руководства, заявил главный экономист Института Китайских исследований имени Меркатора Макс Ценглейн. 

Кризис доверия

Китайская экономика так и не смогла восстановиться после шока, связанного с пандемией коронавируса. По итогам 2023 года ВВП Китая вырос на 5,2%, но это не вылилось в позитивный настрой рынка из-за сохраняющейся неопределенности.

«Китай сталкивается с дефицитом доверия в условиях масштабных изменений в экономике и растущей озабоченности в связи с текущим кризисом на рынке недвижимости. Самая большая проблема Китая, по моему мнению, — это недостаток уверенности. Внешние инвесторы не уверены в Китае», — заявил главный исполнительный директор Standard Chartered Билл Уинтерс.

По словам Уинтерса, инвесторы внимательно следят за Китаем, колебания на фондовом рынке которого, а также дефляция и проблемы с недвижимостью негативно влияют на перспективы глобального роста. Впрочем, по его словам, каждое общество, пережившее крупные экономические изменения, неизбежно сталкивается с определенным уровнем потрясений. «Они пытаются управлять этим переходом, не нарушая финансовую систему, что нам, западным странам, так и не удалось сделать. Каждый крупный промышленный переход сопровождался серьезной депрессией или глобальным финансовым кризисом. Они пытаются избежать этого, просто затягивая процесс», — сказал эксперт.

Согласно отчету Международного валютного фонда, спрос на новое жилье в Китае должен снизиться примерно на 50% в течение следующего десятилетия, что неизбежно повлияет на экономический рост. Недвижимость и смежные отрасли составляют около 25% ВВП Китая.

“МВФ обсуждал с Китаем долгосрочные структурные проблемы, с которыми страна должна справиться. Наш анализ показывает, что без глубоких структурных реформ рост в Китае может упасть ниже 4%, и это будет очень сложно для страны. Мы бы хотели увидеть, чтобы экономика Китая действительно перешла к внутреннему потреблению и стала менее зависимой от экспорта, но для этого нужно доверие потребителя», — заявила глава МВФ Кристалина Георгиева. По ее словам, это означает решение проблем с недвижимостью, внедрение пенсионной системы, а также долгосрочные улучшения в фундаментальных аспектах китайской экономики. Например, власти до сих пор не объявили о плане по борьбе с высоким уровнем муниципального долга, который затрудняет усилия центрального правительства по стимулированию местной экономической активности и вызывает беспокойство о системных рисках для банков.

Снижение ставок по ипотеке и снятие некоторых ограничений на покупку недвижимости также не способствовали повышению спроса, так как инвесторы и потенциальные покупатели недвижимости опасаются банкротства застройщиков. 

Общемировое влияние

Индекс CSI 300 уже потерял значительную часть своей стоимости, упав примерно на 40% от своих максимумов 2021 года. По данным Национального бюро статистики Китая, производственная активность сокращается четвертый месяц подряд из-за снижения спроса. В итоге Allianz пересмотрел свой прогноз роста для Китая и теперь ожидая, что экономика КНР вырастет в среднем на 3,9% с 2025 по 2029 год, что значительно ниже допандемийной оценки в 5%. «Вероятность того, что ВВП Китая однажды превзойдет ВВП США, стремительно падает», — заявил бывший чиновник Международного валютного фонда Эсвар Прасад. 

Негативный сценарий в китайской экономике может оказать широкое воздействие на мировые рынки, включая США. «Дефляция в Китае оказывает воздействие на мировую экономику, вероятно, ускоряя снижение процентных ставок в развивающихся странах, зависящих от китайских товаров», — предупреждает отчет Geopolitical Futures. В частности, Китай перенаправляет свой избыток продукции на мировой рынок. Так, в 2023 году экспорт стали из Пекина взлетел на 36%, достигнув 90 млн тонн. При этом на международных форумах представители КНР ограничиваются общими декларациями.

В январе 2024 года в Давосе премьер-министр Госсовета Китая Ли Цян выступил с масштабным докладом “Инвестирование на китайском рынке — это не риск, а возможность», однако экономисты ожидали большей конкретики, как Китай планирует разрешить кризис на рынке недвижимости и проблему дисбаланса между низким потреблением и высокими инвестициями. «Как участник рынка, вы не знаете, что произойдет завтра. Это пугает. В конечном итоге, это вопрос доверия — люди не верят в нарратив руководства», — заявил доцент Школы общественной политики Ли Куан Ю в Сингапуре Альфред У. 

Несмотря на эти вызовы, китайское руководство остается оптимистичным. Си Цзиньпин, в канун Нового года, заявил, что экономика Китая в этом году стала «более устойчивой и динамичной». Впрочем, Институт международных финансов также поддерживает более оптимистичный прогноз. По его данным, Китай обладает политическими возможностями для реализации своего потенциала роста, а рост ВВП в 2024 году составит 5%. Хотя даже этот результат уже будет хуже показателей 2023 года.