Вход в Гибралтарский пролив эффектно обрамлен горами. Со стороны Европы — это Гибралтарская скала, со стороны Африки Гибралтар охраняют сразу две расположенные рядом горы — Джебель-Муса и Абила. Историю связанного с ними мифа рассказывает заместитель главного редактора Qalam.global Тата Олейник.
Миф повествует о том, что некогда эти горы воздвиг великий герой Геракл, обозначив конец обитаемого мира. Римляне произносили его имя как Геркулес, отсюда и название — Геркулесовы столпы. В некоторых версиях мифа Гераклу даже приписывают создание самого Гибралтарского пролива: дескать, он разрушил горы, запиравшие Средиземное море, и открыл выход в океан. Вот как описывает это Сенекав трагедии «Геркулес в безумье»:
Достигнув по приказу зноем солнечным
Сожженных легких стран в срединном поясе,
Разъял он горы надвое, пробил заплот
И водам Океана вольный путь открыл.
Видимо, миф этот греки заимствовали у финикийцев, которые называли вышеупомянутые скалы — столпами Мелькарта. Мелькарт был финикийский бог — покровитель мореходов, которого этот народ торговцев крайне чтил, ставил ему храмы и памятники в виде бородатого человека, сидящего верхом на лошади с рыбьим хвостом. При этом позднейшие греки четко соотносили известного и им Мелькарта — с Гераклом. А как иначе, если он — создатель Геркулесовых столпов?
И Страбон, и Геродот, описывая храм Мелькарта в финикийском Тире в Ливане, именуют бога морей — Гераклом.
И оба упоминают большие, в восемь локтей, колонны в этом храме, которые тоже были воздвигнуты героем-божеством как навершия Геркулесовых столпов, а потом перевезены в храм. Золотой столп олицетворял Африку, изумрудный — Европу.
«Я отплыл в Тир Финикийский, узнав, что там есть святилище Геракла. И я видел это святилище, богато украшенное посвятительными дарами. Среди прочих посвятительных приношений в нем было два столпа, один из чистого золота, а другой из смарагда, ярко сиявшего ночью». Геродот, «История», книга II.
Даже если одна колонна была позолоченной, а другая покрыта зеленым расплавленным стеклом, зрелище, надо полагать, было впечатляющим, и многочисленные иноплеменные гости Тира, несомненно, развозили по своим краям миф о Геркулесовых столпах, которые есть не что иное, как драгоценные колонны огромной высоты, стоящие на краю континентов и блеском указующие путь кораблям. О таком виде Геркулесовых столпов писал, например, Платон.
И хотя немалое количество путешественников в дальнейшем видели, что столпы эти — просто горы и никаких многометровых изумрудов и тонн золота здесь не наблюдается, легенда прижилась. В дальнейшем она развилась в столь же мифическое повествование о том, что колонны стояли себе на горах, кем-то на самом деле возведенные, пусть даже не драгоценные, а из простого камня, но в начале 8 века веке арабский военачальник Тарик ибн Зияд приказал их разрушить.
Тарик ибн Зияд, завоеватель Пиренейского полуострова, действительно вовсю захватывал земли около пролива, который, кстати, до сих пор носит его имя (Гибралтар — это искаженное «Джабаль аль Тарик», гора Тарика), но никаких достоверных источников о его борьбе с колоннами нет, как нет и надежных свидетельств, которые подтверждали бы само наличие каких бы то ни было колонн на горах Гибралтара.
Это не мешает двум этим мифическим колоннам сегодня красоваться на гербе Испании, куда они попали с личной эмблемы императора Карла V. Они символизировали Атлантические владения империи, находящиеся за Геркулесовыми столпами, на что указывал и помещенный поверх столпов девиз Plus ultra («Дальше предела»).