Убыточный машиностроительный завод имени Кирова выставили на продажу для производства бронированных авто. Заявки на покупку принимаются до 8:00 12 марта. Торги откроются в тот же день двумя часами позже. Это единственный в СНГ производитель торпед с тепловым двигателем, согласно данным заявки на аукцион, указанным на сайте госреестра. Первыми на это обратило внимание издание Central Media News.
Потенциальные покупатели должны внести гарантийный взнос в размере 110,7 млн тенге. Стартовая цена составила 6,1 млрд тенге. Конкурс пройдет по английскому методу торгов. Победителем станет тот, кто больше предложит.
По состоянию на 31 января 2024 года общая кредиторская задолженность составляла 2,51 млрд тенге. По данным, отраженным в документации конкурса в 2023 году, завод получил доход в 661 млн тенге, а расходы – 1 млрд тенге (по оценке за 2023 год). Убыток машиностроительного завода им. Кирова на 2023 год составил 425 млн тенге против 325 млн тенге в 2022 году. Акционерный капитал в позапрошлом году составлял 48,5 млн тенге, а капитал – 2,4 млрд тенге, в то время как обязательства – 2,4 млрд тенге.
По предоставленным документам, задолженность дочернего предприятия на 22 февраля 2024 года сократилась 2 млрд. Большая часть приходится на дивиденды – 1,6 млрд тенге. На втором месте находятся штрафы (236,4 млн тенге), а на третьем – основной долг (120,2 млн тенге). Всего покупателю придется заплатить 8,5 млрд минимум.
Компании было выдано пять лицензий, в том числе на разработку, производство, ремонт и продажу вооружения; торговлю ядами.
Новые владельцы машиностроительного завода должны будут сохранить профиль деятельности; оставить не менее двух третей общей численности штата казахстанцев; сохранить или создать новые рабочие места; погасить задолженность по зарплате и налогам. Помимо этого будущий глава компании должен будет погасить кредиторскую задолженность завода перед нынешним собственником в течение двух лет; не перепродавать завод в течение года.
Сейчас завод полностью принадлежит нацкомпании «Казахстан инжиниринг», единственным акционером которой выступает комитет госимущества. Предприятие занимается 67 видами деятельности, среди которых литье чугуна, обработка цветных металлов и сплавов, а также производство металлических изделий. В Алматы завод был эвакуирован из Махачкалы в 1942 году.
В феврале «Казахстан инжиниринг» сообщал о распродаже активов, среди которых был и Завод имени Кирова. Приватизировать его пытались с 2017 года. В 2019-м конкурс назначался трижды, однако так и не состоялся из-за отсутствия заявок. Назначенные на 12 марта торги станут уже четвертой попыткой.
Также утверждалось, что Завод имени Кирова больше не занимается производством военной продукции и не планирует делать этого в будущем:
«Его основная деятельность направлена на производство гражданской продукции. В связи с действующим запретом на экспорт исторические проекты не реализуются, действующие договора отсутствуют».
Однако в презентации, датированной 2024 годом и приложенной к заявке на аукцион, среди перспективных проектов значится производство, сервис и обслуживание бронированной колесной и гусеничной техники в рамках совместного предприятия с турецкой Otocar и Astana MPR Project. На момент создания презентации завод передавал новому совместному предприятию цеха. Другие перспективные проекты касаются производства отливок методом литья и производством продукции для сельхозсектора.
В презентации завода говорится, что он выступает единственным производителем торпед с тепловыми двигательными установками на территории СНГ. При этом в перечне продукции и услуг предприятия указаны восстановительный ремонт и модернизация противокорабельных торпед.
Всего на заводе производят 150 видов продукции. На предприятии работает более 360 человек. Завод состоит из административного здания, восьми цехов, термического участка и лаборатории. Общая площадь строений составляет 100 тыс. кв. м. Основными заказчиками, помимо казахстанского правительства, являются Россия и Индия.
Завод расположен на территории более 20 га в Алматы, на улице Макатаева, 127. Аудиторы сообщили, что большая часть строений находится в аварийном и неудовлетворительном состоянии. Самый старый объект датируется 1940-м годом постройки, а самый новый – 2020-м.
В 2017 году завод включили в программу приватизации на 2016–2020 годы, но до сих пор его не продали. В 2016 году генеральный директор компании Дулат Куренбеков рассказал, что 80% производства идет на экспорт. Тогда же он сообщил, что руководство завода планировало восстановить производство торпед, потому как в те годы они последнее время занимались лишь обслуживанием старых выпусков.