Глава Минкульта Аида Балаева высказалась о казахстанских журналистах, которые пытаются «обелить» экс-министра Куандыка Бишимбаева, обвиняемого в убийстве супруги Салтанат Нукеновой. Участие журналистов в «постыдной кампанейщине» Балаева считает дискредитацией их профессии.
«В нашей стране запрещена цензура, а медиаигроки зачастую работают по принципу «Разрешено все, что не запрещено». Мы недавно проводили круглый стол, посвященный журналистской этике, где пришли к выводу, что этика журналиста должна быть строго в орбите саморегулирования», — сказала министр культуры в интервью для Tengrinews.kz.
Но, по словам Балаевой, это саморегулирование зачастую не работает, потому что медиаигроков в Казахстане можно «заинтересовать».
«Мы понимаем механизмы и примерно представляем себе картину происходящей сегодня медийной кампании касательно выдвижения различных трактовок в деле Бишимбаева, назовем это так. Я скажу прямо: люди, которые, руководствуясь корыстными интересами, вопреки всем принятым общечеловеческим нормам и принципам, транслируют ложь и занимаются манипулированием общественного сознания, справедливо получают широкое общественное порицание, становятся не просто «нерукопожатными», но и самыми настоящими изгоями. Потому что общество неглупое», — подчеркнула глава Минкульта.
Она считает, что не стоит недооценивать сообщество профессиональных журналистов в стране.
«Это думающие, умные и сильные люди, которые при случае готовы к самоорганизации и, как в сегодняшнем случае, массовому отторжению тех, кто своим участием в этой постыдной кампанейщине марает и дискредитирует профессию журналиста», — резюмировала Аида Балаева.
Контекст. Девятого ноября 2023 года в полицию поступило сообщение о том, что в столичном ресторане Bau произошла ссора между посетителями. В результате от избиения умерла женщина. Вечером того же дня в Астане задержали бывшего министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева по подозрению в убийстве своей жены Салтанат Нукеновой.
Директору гастроцентра Астаны, где произошло убийство, грозит до шести лет лишения свободы за укрывательство преступления.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев высказывался о резонансном убийстве и поручил руководству МВД держать это дело на особом контроле.
Спустя 40 дней со дня смерти Нукеновой выступал отец Куандыка Бишимбаева –Валихан. По его мнению, родственники Нукеновой вмешивались в следствие и манипулировали общественным мнением, из-за чего статью его сына переквалифицировали на более тяжелую.
Омбудсмен Динара Закиева опасалась, что по делу Салтанат Нукеновой «перед началом или во время суда будут предприниматься попытки намеренного искажения фактов с целью обелить подсудимого».
Сам Куандык Бишимбаев не признает свою вину в убийстве и настаивает на открытом суде с присяжными.