Концентрация передового производства полупроводников на Тайване породила в Соединённых Штатах опасения по поводу уязвимости этой цепочки поставок в случае блокады или вторжения Китая на остров. Закон США о чипах и науке (CHIPS) направлен на устранение этой уязвимости с помощью субсидий в размере $52 млрд для стимулирования производителей полупроводников к переезду в Америку. Однако законодательство в том виде, в котором оно было разработано, не достигнет своей цели; оно может даже ослабить важнейшую промышленность Тайваня, создав дополнительную угрозу безопасности острова.
Сегодня в полупроводниковой промышленности доминируют специализированные компании, расположенные по всему миру. Компания TSMC на Тайване специализируется только на контрактном производстве, в первую очередь, высокопроизводительных чипов, тогда как производство других не менее важных частей полупроводниковой экосистемы включает в себя такие американские компании, как AMD, Nvidia и Qualcomm(которые занимаются только разработкой чипов), специалиста по литографии ASML в Нидерландах, японскую Tokyo Electron (производящую оборудование для производства чипов) и британскую Arm (программное обеспечение, используемое для разработки чипов).
Вся эта специализация производства дает два основных преимущества. Во-первых, это означает, что каждая часть глобальной цепочки поставок может сосредоточиться и улучшить то, что она делает лучше всего, что приносит пользу другим частям производственно-сбытовой цепи. Во-вторых, возросший глобальный потенциал во всех сегментах цепочки поставок, сделал отрасль более устойчивой к потрясениям спроса.
Издержки специализации заключаются в том, что отрасль уязвима к перебоям в поставках. Хотя эта проблема характерна не только для Тайваня – поскольку все сегменты производственно-сбытовой цепи являются потенциально уязвимыми местами – ни один другой сегмент не сталкивается с территориальными претензиями со стороны Китая. В результате США и Япония предложили TSMC крупные субсидии на переезд, и теперь TSMC планирует построить новые объекты в Кумамото (Япония) и Финиксе (Аризона).
Строительство объекта в Японии будет завершено в соответствии с планом, и многие поставщики TSMC также собираются там разместиться. Однако проект в Фениксе уже существенно отстает от графика, и немногие поставщики TSMC планируют разместить там свои предприятия.
Последние 25 лет, опыт TSMC в Камасе, штат Вашингтон (Большой Портленд) ставит под сомнение перспективность объекта в Фениксе. Несмотря на первоначальные надежды, что предприятие в Портленде станет плацдармом TSMC на рынке США, компания с трудом находит сотрудников, необходимых ей для сохранения конкурентоспособности. Даже после четверти века одной и той же подготовки и работы на одном и том же оборудовании, производственные затраты на 50% выше, чем на Тайване. Как результат, TSMC решила не расширять производство в Портленде.
Фундаментальная проблема заключается в том, что, несмотря на то, что американские работники обладают навыками в разработке чипов, в стране не хватает рабочих с желанием или навыками, необходимыми для их производства. А ведь специализированные навыки в этой области имеют решающее значение. Работники должны быть дотошными, внимательными к деталям и стремиться к последовательности, совершенству и своевременному выпуску продукции. Они должны хорошо знать принципы работы своего оборудования, которое в большинстве случаев является передовым или специализированным, а также владеть данными в этой области.
Феникс TSMC будет продолжать бороться, поскольку в США просто слишком мало работников с навыками, необходимыми для производства полупроводников. Таким образом, как предостерег в 2022 году основатель TSMC Моррис Чанг, поиск экономической безопасности путем переноса производства полупроводников в США является «бесполезным и дорогостоящим занятием». Сумма в $52 миллиарда, предусмотренная законом CHIPS, может показаться большой, но ее будет недостаточно для создания самодостаточной полупроводниковой экосистемы в Фениксе.
Промышленная политика может работать, но только в правильных условиях. TSMC является тому подтверждением. Тайваньские специалисты по промышленному планированию четко выбрали нишу, которая опиралась на существующие сильные стороны в производстве. Они не пытались копировать Intel, лидирующую полупроводниковую компанию того времени, поскольку слишком мало тайваньских рабочих обладали необходимыми навыками проектирования. По этой же причине субсидии Японии для привлечения TSMC, скорее всего, будут успешными, поскольку в Японии уже есть достаточное количество квалифицированных производственных рабочих.
Как и война, промышленная политика имеет множество непредвиденных последствий. Наличие свободных денег рискует превратить TSMC из компании, которая неустанно фокусируется на инновациях, в компанию, которая больше озабочена обеспечением субсидий. Чем дольше компания будет пытаться решить свои проблемы в Финиксе, тем меньше внимания руководство будет уделять другим вопросам. Эти проблемы настолько серьезны, что, как сообщается, привели в декабре к отставке председателя TSMC Марка Лю.
Закон CHIPS таит в себе три больших риска. Во-первых, если TSMC действительно перестанет фокусироваться на инновациях, наибольшими проигравшими окажутся ее клиенты и поставщики, большинство из которых — американские компании. Более масштабная революция ИИ, в значительной степени опирающаяся на чипы производства TSMC, застопорится. Более того, TSMC может сократить свои инвестиции в мощности на Тайване, что сделает всю отрасль менее устойчивой к потрясениям спроса.
Наконец, TSMC может настолько сбиться с пути, что другая компания заменит ее в качестве лидера в производстве передовых полупроводников. Многие на Тайване уже рассматривают закон CHIPS как попытку США захватить тайваньские технологии. Тайваньцы возмущены заявлениями американских политиков, которые утверждают, что Тайвань является опасным местом для ведения бизнеса или, что США необходимо разработать планы бомбардировки заводов TSMC и авиапереброски ее руководителей в США, в случае китайского вторжения.
Падение TSMC со своей доминирующей позиции еще больше усилит ощущение того, что США в конечном счете не заботит Тайвань. Вместе с тем, если экономика и безопасность Тайваня будут подорваны, ущерб, нанесенный собственной национальной безопасности Америки, перевесит любую выгоду от создания более мощных (и более дорогостоящих) полупроводниковых мощностей в США. Безопасность Тайваня – это, в конце концов, безопасность Америки.
Несмотря на благие намерения, закон о CHIPS плохо разработан. Вместо создания устойчивого кластера производства полупроводников в США, он, скорее всего, нанесет долгосрочный ущерб TSMC и, в конечном итоге, экономике Тайваня. Для США было бы гораздо разумнее принять подход, который защитит их собственную экономическую безопасность и одновременно укрепит Тайвань. Такой стратегией могло бы стать обязательство по защите Тайваня и наращивание потенциала в таких странах, как Япония (где операции с меньшей вероятностью нанесут ущерб бизнесу TSMC).
Этот комментарий также подписали: Тайньцзи Чен, декан Тайбэйской школы экономики и политических наук Национального университета Цинхуа и бывший министр национального развития Тайваня; Хуан-Сюн Хуан, председатель Фонда Тайбэйской школы экономики и политических наук, бывший председатель Комиссии по правосудию в переходный период и бывший член Контрольного юаня и Законодательного юаня на Тайване; В. Джон Као, президент Национального университета Цинхуа; Ханс Х. Тунг, профессор политологии Национального Тайваньского университета; и Пин Ван, профессор экономики Вашингтонского университета в Сент-Луисе.
Copyright: Project Syndicate, 2024. www.project-syndicate.org