Премьер-министр Олжас Бектенов не считает целесообразным передать функции утверждения тарифов на тепловую энергию, закрепленные сейчас за министерством национальной экономики, в министерство энергетики.
«При централизации функций по утверждению тарифов на тепловую и электрическую энергию в одном государственном органе имеются риски возникновения конфликта интересов между тарифной политикой и развитием отрасли, без учета комплексной работы по социально-экономическим факторам развития регионов. В связи с чем вопрос передачи функций по утверждению вышеуказанных тарифов в единый отраслевой орган является нецелесообразным», – сообщил он, отвечая на депутатский запрос.
Он напомнил, что в соответствии с законом «Об электроэнергетике» утверждение предельных тарифов на производство электрической энергии энергопроизводящих организаций закреплено за министерством энергетики. Это связано с необходимостью обеспечения единства управления электроэнергетическим комплексом как особо важной системой жизнеобеспечения..
«В свою очередь уровень предельного тарифа на производство электрической энергии формируется на уровне затрат с установлением нормы рентабельности. В тарифе учитываются затраты на фонд заработной платы, налоги, социальные отчисления, материальные затраты, выплаты за эмиссии в окружающую среду, пользование водными ресурсами, услуги диспетчеризации и балансирования производства-потребления электроэнергии»,– сообщил Бектенов.
При этом он отметил, что в рамках рассматриваемого в мажилисе парламента проекта закона «О теплоэнергетике» предусматривается закрепление за Минэнерго ответственности за формирование политики в сфере производства и транспортировки тепловой энергии.
Ранее депутат мажилиса парламента Дюсенбай Турганов предложил отдать в ведение одного государственного органа все вопросы, касающиеся тепло- и электроэнергетики.
«В настоящее время сразу же несколько министерств занимаются вопросами отрасли, каждое из которых курирует свой сектор… Для формирования общей государственной политики по обеспечению энергетической безопасности страны считаем необходимым создание единого отраслевого государственного органа с функциями государственного регулирования электроэнергетики и теплоэнергетики», – сказал он, озвучивая запрос на имя премьер-министра Алихана Смаилова (позднее его сменил на этом посту Олжас Бектенов) на пленарном заседании палаты.
В настоящее время министерство энергетики, как уполномоченный орган, отвечает за развитие отрасли и тарифообразование в сфере генерации электрической энергии, а министерство национальной экономики – за тарифообразование в сфере производства и снабжения тепловой энергии и электрической энергии, в то время как министерство промышленности и строительства – за объекты в зоне централизованного теплоснабжения. Компании «Самрук-Энерго» и KEGOC находятся в ведении «Самрук-Казыны».
«На деле получается, что министерство энергетики реально не управляет отраслью. И, по сути, мы имеем ситуацию, как в известной пословице «У семи нянек дитя без глаза», – считает Турганов.
По его мнению, создание единого госоргана позволит оперативно и эффективно решать накопившиеся проблемы в отрасли, а также обеспечит повышение управляемости отраслью и гармоничное проведение комплексных реформ во всей цепочке производства-потребления энергии. Кроме того, данный шаг, полагает депутат, будет способствовать комплексному подходу к тарифообразованию.
При этом Турганов сослался на наличие единого отраслевого регулятора в Австралии, США, Канаде и странах Евросоюза. Кроме того, в Казахстане уже имеется практика единого отраслевого регулятора в секторе финансовых рынков и связи.
Он напомнил, что в национальном энергетическом докладе за 2023 год также указывается, что для обеспечения развития электроэнергетической отрасли важно определиться с долгосрочной тарифной политикой и закрепить за одним государственным органом полномочия, связанные с установлением и согласованием всех тарифов в электроэнергетике. По этой причине депутат считает логичным создание единого отраслевого регулятора, объединяющего в себе функции тарифной политики всех секторов энергетики: электроэнергетики, теплоэнергетики и сектора теплоснабжения.
По его словам, главной задачей отраслевого регулятора будет являться решение проблемы финансирования и привлечение инвестиций в энергетическую инфраструктуру, обеспечение более эффективного взаимодействия между государственными органами и участниками рынка энергетических услуг, а также обеспечение комплексного подхода в вопросах развития отрасли и тарифообразования. При этом введение единого отраслевого регулятора будет способствовать в целом повышению доверия общества к энергетической отрасли и повышению ее инвестиционной привлекательности, уверен Турганов.