В мае 1988 года Алехандра Аревало стала первой женщиной-геологом, вошедшей в подземную шахту в Чили. Своим поступком она бросила вызов популярному мифу: якобы женщина приносит несчастье, если спускается в шахту. И она нарушила закон. В тот момент чилийским женщинам запрещалось работать в подземных шахтах или на любых других рабочих местах, которые «требовали от них излишней силы или ставили под угрозу их физическое или моральное состояние». Непокорство Аревало стало искрой, которая привела к революции. Уже в 1993 году ограничения на работу женщин в шахтах были отменены, и в 2022 году женщины составляли 15% чилийской рабочей силы в горнорудном секторе (это в три раза больше, чем в 2007 году).
Столь же значительный прогресс наблюдался во всем мире в течение последнего полувека. В среднем на глобальном уровне закрепленные в законах права женщин расширились с 1970 года примерно на две трети. Большие реформы помогли уничтожить массу барьеров, с которыми женщины сталкивались на всех этапах своей рабочей жизни, но особенно на рабочих местах и в вопросах, связанных с детьми. И все же сейчас, когда мир отмечает ежегодный Международный женский день, совершенно очевидно, что до сих пор сохраняется огромное глобальное гендерное неравенство.
Более того, новейшие данные показывают, что это неравенство намного значительней, чем считалось ранее. Если учесть правовые различия, касающиеся защиты от насилия и доступа к услугам ухода за детьми, получается, что женщины обладают лишь двумя третями прав, имеющихся у мужчин – а не 77%, как предполагалось раньше. Как говорится в новом докладе Всемирного банка «Женщины, бизнес и закон», нет ни одной страны в мире (даже среди самых богатых), которая бы предоставляла женщинам такие же законные права, которые есть у мужчин.
Главные недостатки касаются безопасности: женщины обладают лишь третью необходимых легальных мер защиты от домашнего насилия, сексуальных домогательств и фемицида. Еще один тормоз – это неадекватный доступ к услугам ухода за детьми. Только 62 страны (а это менее трети всех стран мира) утвердили стандарты качества, регулирующие услуги ухода за детьми. И поэтому в 128 странах женщины два раза подумают, прежде чем решат пойти на работу, оставив детей в детском саду.
Кроме того, гендерное неравенство шире, чем можно предположить, читая принятые законы. В докладе «Женщины, бизнес и закон» впервые сравнивается прогресс в проведении правовых реформ с реальными изменениями в положении женщин в 190 странах, при этом выяснились поразительные задержки с воплощением в жизнь новых законов. Хотя на бумаге эти законы предполагают, что женщины обладают примерно двумя третям прав мужчин, страны мира в среднем создали менее 40% систем, необходимых для полной реализации этих прав.
Например, в 98 странах приняты законы, которые устанавливают равную оплату для женщин и мужчин за труд равной стоимости. Однако лишь 35 стран (то есть меньше 20% всех стран мира) ввели специальные меры, способствующие прозрачности платежей, и создали механизмы контроля для устранения неравенства в оплате труда. Это неравенство являет собой колоссальную потерю человеческого капитала, причем ровно в тот момент, когда миру необходимо направить все свои ресурсы на предотвращение экономической стагнации, риск которой повышается. Сегодня менее 50% женщин входят в состав рабочей силы. Но при этом в нее входят примерно трое из каждых четырех мужчин.
Ликвидация этого неравенства помогла бы удвоить темпы роста мировой экономики в ближайшем десятилетии. Доказательства на лицо: в тех странах, которые получили высокие баллы в докладе «Женщины, бизнес и закон», обычно наблюдается высокий уровень участия женщин в рабочей силе, сильное женское предпринимательство, а также активное участие женщин в политических организациях. Иными словами, гендерное равенство является не только фундаментальным правом человека, но и мощным мотором экономического развития.
И вновь стоит подчеркнуть, что недостаточно просто стремиться к правовому равенству на бумаге. Нам нужен всеобъемлющий комплекс мер и институтов (а также трансформация культурных и социальных норм во многих странах) для того, чтобы расширить права женщин, что позволит им стать успешными работницами, предпринимательницами и руководительницами. Это означает, что нужно усиливать механизмы контроля для борьбы с насилием на рабочих местах, нужны практичные правила для услуг ухода за детьми и нужно упрощать доступ к системе здравоохранения для женщин, переживших насилие.
Такие меры позволят женщинам сохранить занятость и не страдать от карьерных неудач, они помогут сократить гендерное неравенство в оплате труда, а также провести реконфигурацию гендерных ролей и отношений, связанные с работой и домашними обязанностями. Поскольку все большему числу женщин удается подняться до руководящих позиций, они вдохновляют новые поколения девочек реализовать свой потенциал в полной мере.
Для достижения положительных результатов требуется время, но они действительно появляются. Как отмечала Клаудия Голдин, лауреат Нобелевской премии по экономике 2023 года, наблюдавшийся в 1960-е годы резкий рост числа американских женщин, поднявшихся до должностей высокого уровня, не был случайностью. Это был результат медленного, но неуклонного нарастания законных прав.
«Даже если законы не меняли напрямую размеры заработков женщин, они делали их жизнь лучше, расширяя их возможности, – писала Голдин. – Рабочие места становились безопаснее. Женщинам больше не запрещалось участвовать в жюри присяжных из-за их предполагаемых домашних обязанностей. Их нельзя было уволить в случае беременности, и им нельзя было отказать в работе, если у них были дети. Их образование становилось лучше, и они получали больше ресурсов, даже будучи девочками».
Выравнивание игрового поля открывает важнейшие экономические возможности, причем не только для женщин. Когда выигрывает половина человечества, выигрывает весь мир.
Copyright: Project Syndicate, 2024.
www.project-syndicate.org