В специализированном межрайонном суде по уголовным делам в Астане начались предварительные слушания по делу бывшего министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева, обвиняемого в убийстве своей жены Салтанат Нукеновой. Процесс ведет судья Айжан Кульбаева.
Подсудимый не признал вину и потребовал суда с участием присяжных заседателей.
В чем обвиняют Бишимбаева
Гособвинение озвучило детали супружеской жизни Бишимбаева и Нукеновой. Так, бывший министр несмотря на отказы Нукеновой продолжал ухаживания, что привело к неофициальному браку.
«С самого начала совместного проживания Бишимбаев сразу стал проявлять вспыльчивость, агрессивность и эгоцентризм в отношении с Нукеновой, не признавая ее точки зрения. Бишимбаев запретил Нукеновой общаться и встречаться со своими родственниками и подругами, контролировал все ее телефонные звонки, СМС-переписки, а также ее передвижения. Также запретил ей заниматься прибыльной деятельностью, которая на тот момент приносила ей хороший денежный доход, тем самым лишая ее самостоятельности и права голоса в отношениях с ним и сделал ее полностью зависимым от него материально человеком, что также сопровождалось агрессивным выражением чувств, необоснованной и надуманной его больным воображением ревностью», — озвучила гособвинитель Айжан Аймаганова.
По версии следствия, Бишимбаев избил Нукенову в марте 2023 года.
«Бишимбаев контролировал все телефонные звонки убитой, запрещал ей работать и сделал ее полностью финансово зависимой. Ревновал и систематически применял физическое насилие. В середине марта 2023 года Бишимбаев избил Нукенову в Астане. Нукенова жаловалась брату, он уговаривал ее разойтись с Бишимбаевым, но она отказалась. Летом 2023 года Бишимбаев предложил Нукеновой переехать в Алматы. Она согласилась в надежде, что насилие над ней прекратится, однако этого не произошло», — добавила прокурор.
Также, по словам гособвинения, узнав, что у брата Нукеновой есть фото побоев, Бишимбаев попросил супругу снять интимные видео, опасаясь шантажа со стороны родственников жены.
«Заставил Нукенову снять видео, где она будет обнаженной и пояснил, что это будет его гарантией. В свою очередь, Нукенова, будучи испуганной, и находясь в постоянном страхе от действий Бишимбаева, против своей воли исполнила данное требование и вынужденно позволила последнему снять ее на видео без одежды», — отметила гособвинитель.
В день смерти Нуркеновой, 9 ноября во время ссоры в ресторане, по версии следствия, она выразила желание уйти от Бишимбаева, что привело к дальнейшему насилию.
«Находясь в холле ресторана он нанес серию сокрушительных для женщины ударов кулаками рук по жизненно важному органу — голове, от которых Нукенова, испытывая жуткую боль, упала на пол. После чего Бишимбаев ногами, обутыми в осеннюю обувь, стал целенаправленно наносить удары по незащищенному телу и ягодицам Нукеновой. Затем, приподняв Нукенову с пола, вновь нанес удар кулаком по голове, и, схватив ее за волосы, с жестокостью волоком затащил в VIP зал №1. Нукенова, реально испугавшись за свою жизнь и видя агрессию Бишимбаева, закрылась в туалете VIP-зала, отчего еще больше разозлила Бишимбаева, который стал выбивать дверь сначала рукой, а затем металлическим штативом из-под музыкальной колонки. Выбив дверь туалета, вытащил Нукенову и продолжил целенаправленно, причиняя ей особые мучения и страдания, то есть с особой жестокостью, наносить множественные удары кулаками и ногами по жизненно важным органам — голове и телу», — подчеркнула она.
По информации гособвинения, Бишимбаев избивал Нукенову пока та не перестала подавать признаков жизни.
«Обхватив за горло, стал совершать ее удушение, от чего последняя потеряла сознание. Однако через некоторое время Нукенова пришла в себя, и, увидя это, Бишимбаев вновь начал наносить серию сокрушительных ударов по голове последней и остановился, когда убедился, что Нукенова находится без сознания и не подает признаков жизни», — отметила обвинитель.
Бишимбаев обвиняется по трем статьям — ч. 2 статьи 110 – «Истязание» и ч. 2 статьи 99 УК РК – «Убийство, совершенное с особой жестокостью», ч. 2 статьи 14 — «Рецидив преступлений, опасный рецидив преступлений».
«Суть обвинения мне понятна, вину я не признаю…Я хотел бы рассмотрения моего дела с участием присяжных. Я хотел бы, чтобы дело рассматривалось в открытом процессе, освещалось в СМИ», — заявил Бишимбаев после оглашения обвинительного акта.
В отношении директора гастроцентра, являющегося родственником экс-министру, завершили расследование по статье 432 УК РК «Укрывательство» и статье 434 УК РК «Недонесение о преступлении».
Ранее адвокат Бишимбаева Назкен Кусаинова сообщила, что экс-министр не признает свою вину в убийстве Салтанат. Смерть супруги он считает «несчастным случаем». Также другой его адвокат Лейла Рамазанова рассказала, что Бишимбаев настаивает на открытом суде с присяжными.
Кроме того, отец подсудимого — Валихан Бишимбаев считает, что родственники Нукеновой вмешивались в следствие и манипулировали общественным мнением, из-за чего статью его сына переквалифицировали на более тяжелую.
В свою очередь, брат убитой Салтанат Нукеновой Айтбек Амангельды просил сделать суд над Бишимбаевым открытым, опасаясь связей обвиняемого во власти. Омбудсмен Динара Закиева также заявила об опасениях, что «перед началом или во время суда будут предприниматься попытки намеренного искажения фактов с целью обелить подсудимого».
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев высказывался о резонансном убийстве Салтанат Нукеновой и поручил руководству МВД держать это дело на особом контроле.