Всемирный банк выпустил отчет More better and Inclusive Jobs in Kazakhstan, посвященный рынку труда в Казахстане. Аналитики Halyk Finance приводят главные тезисы документа.
В скором времени в Казахстане ожидается большой приток рабочей силы, связанный со значительным повышением рождаемости в 2000-е годы. Если в стране не будет расти количество рабочих мест, а высшее образование не будет становиться доступнее, то к 2029 году Казахстан может столкнуться с ситуацией, в которой количество людей в поисках работы будет на 1 млн человек больше, чем в 2022 году.
По данным Бюро нацстатистики за IV квартал 2023 года, уровень занятости в стране достиг 65%. Численность безработных составила 445 тыс. человек. На конец декабря прошлого года в органы занятости обратилось 46,5 тыс. человек в поисках работы.
Рабочие места создаются благодаря появлению в стране новых компаний и стартапов, однако этот процесс в Казахстане, по мнению специалистов Всемирного банка, недостаточно развит. Основная причина – в большом количестве государственных и квазигосударственных предприятий во всех сферах экономики. Такое вмешательство не дает молодым компаниям развиваться и вносить вклад в повышение занятости, считают авторы отчета.
Также одним из барьеров, который мешает росту числа рабочих мест, Всемирный банк называет региональную политику государства по повышению занятости.
«В Казахстане, как и во всем мире, происходит процесс урбанизации, который сконцентрирован в трех регионах – городах Астана, Алматы и Шымкент. Текущая политика по стимулированию перемещения рабочей силы в отдаленные регионы с отрицательной миграцией, которая включает такие меры, как возмещение расходов на переезд, покрытие арендной платы за один год, зарплатные субсидии, по мнению авторов отчета, неэффективна», – говорится в статье Halyk Finance.
Вместо этого Всемирный банк советует подход «снизу-вверх», который будет заключаться в специализации региона на своих сильных отраслях и их развитии, чтобы туда стекались соответствующие специалисты. Также для этого необходимо улучшать сферу услуг регионов, особенно в отношении здравоохранения и образования.
В тех секторах, где производительность низкая, сотрудники склонны часто менять работу. Как пример, Всемирный банк приводит сельское хозяйство, из которого в течение последних десятилетий рабочая сила перетекает в другие секторы, особенно в сферу услуг.
«Сдвинуть стагнацию в отношении «капитал-труд» в сельском хозяйстве должны реформы законодательства касательно прав на землю и переосмысления роли государства в этом секторе. Кроме того, необходимы финансовые ресурсы, которые будут обеспечивать приток капитала в сельское хозяйство, а также достаточная квалификация рабочей силы, готовой к новым технологиям», – поясняют аналитики.
Еще одна проблема Казахстана – в большом количестве самозанятых граждан. Всемирный банк называет это «уязвимыми рабочими местами», которые не обеспечивают стабильность в средне- и долгосрочной перспективе.
В целом, чтобы оценить качество рабочего места, эксперты предлагают следующие критерии: зарплата, которая должна быть выше медианной оплаты труда; имеет ли работник стабильную работу на протяжении последних 6 месяцев; доступность социальных гарантий; безопасная рабочая среда.
По оценке Всемирного банка, только треть рабочих мест (около 2,1 млн) в Казахстане соответствует вышеуказанным характеристикам и за последние 10 лет эта доля увеличилась лишь незначительно.
Секторы с наибольшей долей качественных рабочих мест в стране находятся в промышленности (особенно в горнодобывающей – 59%), транспорте (48%), здравоохранении (46%), финансах и страховании (45%), ИКТ и образовании (41%). Наименьшие доли наблюдаются в секторах проживания и питания, а также водоснабжения (20% и 14% соответственно).