Новости

Мажилис разрешил судьям принимать от адвокатов «акт защиты» против обвинительного заключения

Адвокатам надо дать право вносить в суд акт защиты – документ, противоположный обвинительному акту, считают в Минюсте / Фото: shutterstock

Депутаты мажилиса хотят разрешить адвокатам в Казахстане вносить в суд документ, противоположный обвинительному акту, а также публиковать в СМИ опровержение информации правоохранительных органов о подозреваемых. Минюст надеется таким образом усилить состязательность в суде. Законопроект приняли в первом чтении.

Депутаты мажилиса поддержали в первом чтении законопроект Минюста, который направлен на укрепление состязательности сторон во время судебного процесса.

Глава Минюста Азамат Ескараев, презентовавший проект закона в парламенте, рассказал, что сейчас в суд поступает уголовное дело, составленное стороной обвинения. Это способствует формированию у судей обвинительного уклона. Однако суд должен обеспечить сторонам равные возможности для отстаивания своих интересов. Поэтому адвокатам надо дать право вносить в суд акт защиты – документ, противоположный обвинительному акту, считают в Минюсте. Как должен выглядеть документ и что именно в нем должно быть написано, в проекте закона пока не указано.

Кроме того, сейчас правоохранительные органы могут размещать информацию, как отменил Министр юстиции, «очерняющую» подозреваемого, что может создать общественный резонанс и повлиять на ход следствия. Поэтому Минюст хочет дать адвокатам право публиковать опровержение этих сведений, не разглашая данные досудебного расследования. При этом для опровержения им потребуется разрешение прокурора.

На вопрос депутата, точно ли прокуратура будет разрешать писать адвокатам опровержение, Ескараев ответил утвердительно. По его мнению, надзорный орган может «предоставить такой шанс».

«Мы считаем, что это укрепит состязательность сторон в уголовном процессе, поскольку в настоящее время только правоохранительные органы могут размещать релизы и, соответственно, адвокаты не имеют права со своей стороны предпринимать меры по защите имени и репутации, например, подзащитного», — заявил Ескараев.

В свою очередь, Генпрокуратура заявила, что поддерживает инициативу Минюста. Замгенпрокурора Асет Чиндалиев подчеркнул, что акт защиты — не обязанность адвоката, а его право. А для опровержения действительно надо запрашивать разрешение надзорного органа.

«Согласно 201-й статье УПК, следователь и участники процесса могут разглашать сведения с разрешения прокурора. Причина этой нормы – надо соблюдать тайну следствия. По нашему мнению, не будет никакого давления, если защитник возьмет соглашение от прокурора – так же, как и следователь. Это даст возможность соблюдать равность защиты и следствия», — отметил Чиндалиев.

Кроме того, в проекте закона говорится о том, что уголовные дела будут вести в электронном формате по умолчанию. В то время как сейчас нужно учитывать мнение участников уголовного процесса.

Депутаты поддержали документ единогласно. Законопроект отправлен на второе чтение.

Ранее «Курсив» писал, что депутаты мажилиса приняли во втором чтении поправки в законопроект «О семейно-бытовом насилии». Документ ужесточает наказание за побои, нанесение легкого вреда здоровью, а также за домогательства в отношении детей, не достигших 16 лет. Кроме того, документ предусматривает пожизненные сроки за педофилию и убийство детей. Законопроект отправили на согласование в сенат.

Кроме того, мажилис утвердил в первом чтении поправки, касающиеся судей. Согласно документу, уволенным из-за профнепригодности судьям могут разрешить работать на госслужбе, в то время как сейчас у них нет такого права. Парламент рассматривал эти поправки по решению Конституционного суда.