Новости

Финансисты оценили перспективу удвоения ВВП

Реален ли рост экономики Казахстана на 7% в 2029 году, рассказали эксперты. Фото: Shutterstock

Казахстанские бизнесмены и представители госорганов рассказали, насколько реально обеспечить удвоение экономического роста Казахстана к 2029 году (как поручал в сентябре прошлого года президент Касым-Жомарт Токаев). Большинство спикеров в ходе CFO Summit высказали мнение, что этого реально достичь лишь при кардинальных бюджетных и политических реформах, их слова передает «Курсив».

Директор QAMaxis Айдархан Кусаинов пояснил, что в послании и в целях говорилось об увеличении номинального, а не реального ВВП. Он считает, что номинально увеличить экономику вдвое и даже второе – реально. По его словам, так делалось неоднократно, к примеру, в 2008-м и в 2014 годах. А вот реальный рост ВВП, согласно проекту плана национального развития составит не более 53%.

«В этом фишка и заключается. Все воспринимают это, как удвоение в реальном выражении. Но оказалось, что все это в номинале, да еще и в долларах США. В реальном выражении ВВП в два раза точно не удвоится, это даже не планируется в госпрограммах. Бюджет просто разорвется. Он уже дырявый на 1,8 трлн тенге, он уже сейчас несостоятельный», — сказал Кусаинов.

Директор РАКУРС Ораз Жандосов считает, что правительству лучше оперировать не показателем внутреннего валового продукта (ВВП), а внутреннего национального продукта (ВНП), где не учитывается добавленная стоимость, произведенная филиалами или дочерними организациями нерезидентов. По его словам, добавленная стоимость составляет большую величину. Он не верит в реальный рост ВВП в 7% без кардинальных реформ.

«Удвоить ВВП с точки зрения бюджетных расходов, без увеличения налогов и инвестиций невозможно. Показатель роста госрасходов на инвестиции должен увеличиваться быстрее. Но я имею в виду не удвоение, а рост в 7% в реальном выражении. Но 7% амбициозны, и, скорее всего, недостижимы без радикального изменения экономической политики. Госинвестиции должны быстрее, чем 7% расти, квазигоссектор должен сжиматься. Доля госучастия также должна уменьшаться», — выразил мнение спикер.

Региональный представитель Казахстана от Международной финансовой корпорации Екатерина Бенджамин также сказала, что основное препятствие для удвоения ВВП — значительное участие государства в экономике. По ее мнению, госсектор не так конкурентоспособен.

«С существующей политической и юридической системой выйти на более высокий уровень сложно. Мы застряли на уровне роста в 4%. Чтобы нам из него выйти, нужны реформы, определенные шаги, и они должны быть настолько же существенны, как и в начале 2000 года. Экономика была $18 млрд, сегодня около $260 млрд. Мы выросли в 14 раз. Доход на душу населения стал не $1 тыс., а $13 тыс.», — сказала она.

С ней согласился основатель Kusto Group Еркин Татишев, который верит в силу частного капитала. Он считает, что потенциал роста ВВП скрыт «в этой внутренней силе». По его словам, это нужно подкрепить сильными внешними инвестициями. Когда речь идет об удвоении ВВП, Нацбанк и правительство должны принять совместную политику. Нужно давать деньги бизнесу, но не людям, добавил Татишев.

Советник главы Halyk Finance Мурат Темирханов уверен, что для удвоения ВВП нужно сперва разобраться с бюджетом. Однако с бюджетной реформой сейчас проблемы, утверждает спикер. Он указал на рекордно высокий объем трансфертов (5,3 трлн тенге) из Нацфонда в прошлом году. Темирханов заявил, если нефть подешевеет $40 и продержится на этом уровне два года, для Казахстана это «будет катастрофой», так как будет неоткуда брать деньги на расходы. Сейчас это делают за счет Нацфонда.

Глава Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова заявила, что для роста экономики важна ответственность не только государства, но и каждого гражданина. Она сказала, что экономический рост в конечном итоге должен вылиться в рост благосостояния населения, в его возможности.

Глава ForteBank Бекжан Пирматов считает, что для роста ВВП нужна не диверсификация экономики, а развитие отраслей, где у Казахстана есть потенциал для роста, к примеру, сельского хозяйства. Капитализация отраслей, в которых страна сильна, даст быстрый эффект, уверен Пирматов.

Управляющий партнер Visor Holding Алмас Чукин сказал, что для удвоения ВВП нужны инвестиции. Он отметил, что они отражаются на росте экономике лишь через 3-4 года. В настоящее время объем прямых иностранных инвестиций упали до одного из самых низких уровней – 7% от ВВП, утверждает он. Спикер сделал вывод, что интерес к казахстанской экономике сильно снижается со стороны мировой экономики, а внутренних больших ресурсов для инвестиций нет.

«Мы говорим об удвоениях, агрессивном росте. Но глядя на эти цифры, если в 2023 году было всего $20 млрд инвестиций, то я не вижу откуда пойдет рост в 2026 году. С 2005 года реальный ВВП вырос всего в три раза. Причем сейчас все говорят об удвоении ВВП в долларах. Но номинальный доллар, я считаю, совершенно нельзя использовать в нацэкономике, потому что тут совершенно непонятные колебания после 2015 года. Падение в два раза, которого в экономике не было, но было по долларам. Если взять доллары в ценах 2005 года, то никаких $261 млрд (номинальный рост ВВП) нет, есть реальные $167 млрд», — выразил мнение спикер.

Глава KASE Алина Алдамберген считает, что для привлечения инвестиций нужно изменить структуру экономики так, чтобы в ней было интересно делать проекты. Она считает, что у страны много возможностей для удвоения ВВП к 2029 году, но она «видит это сложным элементом». На ее взгляд, это возможно только при структурных реформах.

«У Казахстана есть благосостояние, чтобы делать форсированные марш-броски, как в таких странах как Катар, ОАЭ, Оман. Если правильно поставить цели, какие сектора приоритетны, то и источники финансирования найдутся», — резюмировала она.

В свою очередь, глава АРРФР Мадина Абылкасымова придерживается мнения, что основной толчок для роста экономики – ее диверсификация. Она утверждает, что у Казахстана одни из самых высоких темпов роста ВВП по сравнению с другими странами, и что страна находится в переходном периоде от уровня «выше среднего» к «высокому». Это она аргументировала тем, что в прошлом году республика достигла ВВП на душу населения в $13 тыс.

«Мешает так называемая ловушка среднего дохода, когда рост уже невозможен за счет интенсивного наращивания добычи, производства, инвестиций в базовые отрасли экономики или просто развития сферы услуг, сельхоза без повышения их производительности и диверсификации. Для этого необходимо развивать человеческий капитал, повышать производительность труда и обновлять основные фонды. Для этого нужны инвестиции. Инвестиции, к сожалению, продолжают идти в наши базовые отрасли», — говорит глава АРРФР.

Согласно базовому сценарию Нацбанка, прогноз по росту экономики Казахстана на 2024 год повышен до 3,5-4,5% (3,2-4,2%), на 2025 год – сохранен на уровне 5,5-6,5%. В 2026 году при сценарном снижении цен на нефть (до $77 за баррель) показатель составит 3,5-4,5%. 

В конце августа 2023 года бывший министр экономики Алибек Куантыров представил прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2024–2028 годы. В нем прописан среднегодовой рост ВВП в этом периоде на 5,8%. В 2024-м экономика, как ожидается, вырастет на 5,3%, а к 2028-му темпы увеличатся до 6%. Среднегодовые темпы роста в промышленном секторе составят 4%.

Центр исследований прикладной экономики (AERC) прогнозирует рост экономики Казахстана на 4,5% за 2024 год. В своем прогнозе AERC опирается на такие факторы, как будущие цены на нефть, инфляция и рост экономик стран-партнеров.

Согласно прогнозам Международного валютного фонда, в этом году рост останется в пределах 3-3,5%. По словам представителя МВФ Николя Бланше, темпы ВВП будут более умеренными, чем в 2023 году. Одной из основных причин этого будет снижение прогнозов добычи нефти в связи с задержкой реализации проекта расширения добычи на Тенгизе.

По оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), ВВП Казахстана вырастет на 5% в 2024 году. Евразийский банк развития (ЕАБР) практически солидарен с правительством, оценивая рост ВВП в конце 2024 года в 5%. Аналитики российского рейтингового агентства АКРА прогнозируют рост казахстанской экономики в 2024 году на уровне 4,7% – в 2024 году и 5% – в 2025 году. Азиатский банк развития (АБР) ожидает, что ВВП Казахстана вырастет на 4,3% в 2024-м.

В сентябре 2023 года президент Касым-Жомарт Токаев поставил перед правительством задачу обеспечить ежегодный рост ВВП на уровне 6-7%, чтобы к 2029 году добиться его удвоения до $450 млрд.