Как потребительская уверенность разделяет страны

Опубликовано
социолог-аналитик исследовательской компании United Research Technologies Group
Фото: Shutterstock

В более ранних материалах (а именно, июньском) мы затрагивали тему, что страны могут демонстрировать схожие тренды в колебаниях ведущих индикаторов – таких, как индекс CCI. В краткосрочной и среднесрочной перспективе затронутые определенным экономическим, социальным или политическим потрясением страны склонны демонстрировать схожие паттерны изменений потребительской уверенности.

Основание для разделения

Проводимые сравнительные исследования опережающих индексов часто обращаются к анализу масштабов и эффектов потрясений не только для конкретной страны, но и для ряда стран, объединенных в «блоки» на основании их территориальной или культурной близости. И если идея разделяемой реакции на экономические или
социальные шоки территориально соседствующих стран (или стран, связанных тесными экономическими связями) кажется достаточно очевидной, то значимость культурной «близости» стран может быть дискуссионной.

Разделяй и властвуй

Одной из гипотез, пытающихся объяснить связь между культурной «близостью» стран и их сопоставимой реакцией на масштабные экономические, социальные или политические события, является представление ряда исследователей о наличии некоторых иерархий между странами. Данные иерархии формируются на основании существующих географических, экономических и культурных связей, которые в свою очередь могут вести к (культурному) доминированию одних стран над другими.

Эта гипотеза является результатом подхода новой экономической географии и модели «ядро-периферия», где ядром выступают экономически развитые
страны, а некоторые (зачастую – экономически развивающиеся) страны становятся своеобразными «последователями». Страны-последователи фактически «отстают» от развитых стран в социально-экономическом поведении, с некоторым опозданием перенимая и реагируя на региональные шоки.

Культурные блоки

Достаточно часто предметом исследования данной модели выступает Европейский cоюз как политическое объединение и экономическая зона, которая состоит из стран с разным социально-политическим бэкграундом. В культурном измерении Европейский cоюз принято разделять на субрегионы – страны Северной Европы (куда в том числе входят страны Балтии), страны Южной Европы (куда также входят Кипр и Мальта), блок стран Центральной и Восточной Европы (состоящий преимущественно из стран бывшего Варшавского договора), а также страны Западной Европы. Однако демонстрируют ли блоки стран, сформированные исходя из более близких территориальных и культурных связей, схожее социально-экономическое поведение? И какие страны становятся «ядром» потребительской уверенности, а какие – представляют собой периферию?

Европейское (не) равенство

Базируясь на данных индикатора уровня потребительской уверенности, представленных Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) по 28 странам Европейского союза, группа исследователей протестировала разделение стран на блоки в зависимости от данных индекса CCI. Проведенный анализ подтвердил сходство динамики потребительского доверия только для стран Северной Европы, а также частично – для стран Западной Европы. Остальные субрегионы (Южная Европа, Центральная и Восточная Европа) не демонстрируют достаточного сходства в динамике потребительской уверенности. Более того, связи потребительского доверия между странами могут развиваться независимо от их местоположения, иногда – и культурной близости (например, языка, религии и т. д.).

Экономические реакции

Более того, есть страны, выбивающиеся из общих трендов и формирующие отдельные кластеры на основании их экономического поведения. Большинство потребителей ЕС следуют общему тренду, снижая уровень своей потребительской уверенности по мере роста процентных ставок, однако некоторые страны (Кипр, Румыния и Словакия) демонстрируют прямо противоположное поведение. Негативная реакция потребителей на рост доводов и положительная реакция на повышение процентных ставок, в свою очередь, могут быть связаны с отсутствием доверия к правительству, принимающему решения по экономической политике, или повышением конкурентоспособности экспорта.

Лидеры доверия

Также была выдвинута гипотеза о том, что страны Западной и Северной Европы (не включая страны Балтии) представляют собой «ядро» с точки зрения потребительской уверенности. Однако, исходя из проведенного анализа, лидерами (потребительского) доверия стали Швеция, Великобритания и Люксембург. Эти страны – центральные объекты различных кластеров, включающих южные или бывшие коммунистические центрально-восточные страны ЕС, которые с точки зрения потребительской уверенности являются «периферией».

А что с Центральной Азией?

Несмотря на то, что исследование о связи социально-экономического поведения стран Центральной Азии с другими странами не проводилось, было бы интересно проследить не только географические, но и существующие культурные связи, которые влияют на общую динамику лидирующих показателей. Не менее значимым было бы выделение страны-«ядра» по уровню потребительского доверия среди стран Центральной Азии для определения ключевых паттернов потребительского поведения.

Читайте также