Перед кризисом: стоимость всех активов достигла пика

Опубликовано
корреспондент
Ралли на мировых рынках связано с восстановлением после пандемии и развитием искусственного интеллекта. Но эта эйфория вызывает опасения экономистов. Фото: REUTERS/Brendan McDermid.

Практически все крупные индексы в США, Европе и Азии торгуются на максимуме — в основном это связано с бумом искусственного интеллекта и восстановлением после пандемии коронавируса. Причем до рекордного уровня выросли самые разные активы, включая золото и биткоин. По мнению экономистов, это создает реальную опасность перегрева и увеличивает риск рецессии.  

Результаты торгов

Сразу несколько рекордов поставили американские индексы в конце марта. Индекс Dow Jones превысил 39850 пунктов, индекс S&P 500 впервые в своей истории поднялся выше 5260 пунктов, а Nasdaq — 18462 пунктов. Последний раз похожий рост наблюдался на американском фондовом рынке в декабре 2021 года. Аналогичная картина сложилась и на крипторынке, где биткоин в марте 2024 года достиг нового исторического максимума, превысив $73 000. Более того, биржевая стоимость золота впервые за всю историю приблизилась к $2 230 за тройскую унцию — такого опять же в истории не было никогда.

Европейские акции присоединились к глобальному ралли и достигли свежих исторических максимумов, в лидерах роста — технологические акции и горнодобывающие компании. Британский FTSE 100 также вырос после того, как Банк Англии оставил процентные ставки неизменными, а глава банка Эндрю Бэйли заявил, что экономика Великобритании «движется в правильном направлении» для начала снижения процентных ставок. «Европейский фондовый рынок — это отличный пример того, наполовину ли полон стакан или наполовину пуст. С одной стороны, рынок снова близок к историческим максимумам, а с другой стороны Европа торгуется со значительной скидкой по сравнению с США по ряду показателей», — заявил глобальный руководитель корпоративных исследований по кредитам в Morgan Stanley Эндрю Шитс.

Основание для рекордов

Одна из причин такого галопирующего роста — восстановление экономики после пандемии коронавируса. Пандемийный минимум рынков был зафиксирован четыре года назад — 23 марта 2020 года. С того дня индексы заметно выросли: Dow Jones на 113%, S&P 500 на 134%, а Nasdaq на 139%. В ответ на вызванный пандемией скачок инфляции центральные банки по всему миру резко подняли ставки, и наконец, теперь пришло время их постепенно снижать. На текущей неделе ФРС США оставила ставки без изменений, однако ее представители заявили, что регулятор планирует снизить ставку три раза до конца года. По данным CME FedWatch, трейдеры оценивают вероятность сокращения ставок ФРС хотя бы один раз к июньскому заседанию в 70,5%, что выше, чем показатель 59,5% неделю назад. Более того, начало уже положено — Швейцарский Национальный Банк первым среди регуляторов снизил ключевую краткосрочную процентную ставку на 25 базисных пунктов. Хотя трейдеры еще недавно оценивали вероятность такого шага в 25%. 

Еще одна причина роста рынков — развитие искусственного интеллекта и вклад IT-компаний. По оценке аналитика Citigroup Скотта Чронерта, всего семь компаний отвечают за 20% роста индекса S&P 500: Apple, Alphabet, Amazon, Meta, Microsoft, Nvidia и Tesla. Как отмечает аналитик, в основе роста компаний в том числе лежит развитие искусственного интеллекта, а ажиотаж вокруг их бумаг можно сравнить с лихорадкой на рынке в начале 2000-х годов накануне краха доткомов. Так, рыночная капитализация Nvidia удвоилась за девять месяцев — в итоге стоимость компании превысила $2 трлн.

Главные опасности

Помимо перекоса в сторону акций IT-компаний, главное, что беспокоит экономистов, — это чрезмерная устойчивость рынка труда и рост зарплат — это может вызвать новый виток инфляции и отсрочить снижение ставок в экономике. Так, на прошлой неделе количество американцев, подавших заявки на получение пособия по безработице, неожиданно снизилось. «Американский фондовый рынок находится в очень опасном положении, так как постоянно сильные данные по занятости и росту заработной платы свидетельствуют о том, что повышение процентных ставок Федеральной резервной системой не дало желаемого эффекта», — считает генеральный директор Smead Capital Management Коул Смид.

Занятость вне сельскохозяйственного сектора увеличилась на 353 000 в январе, значительно превысив прогноз Dow Jones в 185 000, в то время как среднечасовая заработная плата выросла на 0,6% ежемесячно, что вдвое превышает консенсусные прогнозы. Безработица в США остается на исторически низком уровне 3,7%. По мнению Смида, «настоящим риском в такой ситуации становится устойчивость экономики, когда заработная плата продолжает расти, несмотря на высокие ставки, а значит продолжает увеличиваться и инфляция”. Еще совсем недавно такой сильный отчет о занятости вызвал бы «панические настроения на рынке», но сейчас этого почему-то не происходит, отметил управляющий директор Charles Schwab в Великобритании Ричард Флинн.

При этом фондовый рынок как будто не замечает этой опасности. «Общий настрой рынка в настоящее время склонен к продолжению восходящего движения. Рынок делает ставку на то, что инфляция будет оставаться нейтральной, а Федеральная резервная система начнет смягчать денежно-кредитную политику», — сказал руководитель управления инвестициями в Commonwealth Financial Network Брайан Прайс. «Баланс немного склоняется в сторону более вероятного снижения процентных ставок, что поддерживает акции», — соглашается главный инвестиционный директор BNY Mellon Wealth Management Синед Колтон Грант. По ее словам, акции получили поддержку от сильного сезона прибылей, который превзошел все ожидания. 

Как говорит Коул Смид, ситуация в мировой экономике очень напоминает период между 1964 и 1981 годом, когда экономика была «в целом сильной», но предприятия не получили пропорциональной выгоды из-за инфляционного давления и жестких денежных условий. В итоге в тот момент американская экономика вошла в затяжную рецессию, которая продлилась 16 месяцев, с июля 1981 г. по ноябрь 1982 года. За это время ВВП США упал на 3%, а безработица выросла до 10,8%. В целом, ВВП был отрицательным в течение шести из 12 кварталов. Выйти из тяжелого кризиса американская экономика тогда смогла только благодаря реформам Рональда Рейгана.

Читайте также