Российский маркетплейс Ozon собирается страховать риски продавцов, пункты выдачи товаров, сами товары, купленные за рубежом. Об этом сообщает российский «Коммерсантъ». Издание отмечает, что аналогичную возможность рассматривает и Wildberries, но подробностей не раскрывает.
Ozon рассказал «Коммерсанту», что собирается запустить новое направление – страхование. Компания планирует привлечь более 20 специалистов. Запуск первых страховых продуктов запланирован на второе полугодие 2024-го. Новую структуру возглавит бывший руководитель компании «Росбанк Страхование» Денис Гаврилов.
В Ozon уточнили, что планируется запустить «широкий пул страховых сервисов для 46 млн клиентов и более 450 тыс. предпринимателей, которые работают с маркеплейсом». Компания не раскрывает, будет ли создавать страховщика с нуля или купит действующего.
«Участники рынка говорят, что срок получения лицензии может составить от полугода до года. Как пояснил управляющий партнер группы компаний «Мариллион» Сергей Харитонов, минимальный уставный капитал должен составлять 300 млн руб.», – пишет «Коммерсантъ».
Эксперт сообщил российскому изданию, что «средства потребуются на первоначальные расходы на содержание компании до начала активной деятельности, и речь может идти о значительной сумме».
Другой эксперт считает, что эффективной может быть модель White label в партнерстве с уже действующим страховщиком. Такой подход предполагает страхование от собственного имени, однако компания не будет выступать провайдером услуг.
«Такой подход не требует создания собственного подразделения по андеррайтингу и урегулированию, эта экспертиза и инфраструктура есть у страховой компании», – комментирует эксперт.
Партнер Б1 Татьяна Самсонова считает, что создание собственной страховой компании может быть продиктовано желанием оставить прибыль от новых продуктов внутри компании. Оборот компании за 2023 год достиг 1,7 трлн рублей. Эксперты также отмечают и сложности со страхованием на маркетплейсах.
«Если мы говорим о продавцах, то большинство из них представляют собой небольшие ИП, которым нужно еще привить культуру добровольного страхования, поскольку, когда ты получаешь маленькую прибыль, да еще и с отсрочкой, тебе не до полиса», — поясняет гендиректор страхового консультанта АСТ Иннокентий Лукьянов.
Лукьянов считает, что у потребителей могут возникнть проблемы «из-за отсутствия ассоциации» Ozon и страхования. Он говорит, что граждане приходят на маркетплейс за товарами, а не финансовыми услугами.
Ozon заявил российскому Frank Media, что планирует развивать страховое направление в рамках уже существующего направления Ozon Fintech. На запрос «Курсива» в Ozon ответили, что данное нововведение коснется лишь российского бизнеса.
Казахстан стал первой страной за пределами России, где Ozon открыл пункты выдачи заказов. Он пришел в страну в 2021 году. В декабре прошлого года инвестфонд Baring Vostok хотел выделить российский бизнес из общего портфеля, однако российские власти были против. Тогда «Восток Инвестиции» и Baring Private Equity хотели продать бывшему местному топ-менеджменту Ozon. В середине февраля президент России Владимир Путин дал разрешение на проведение сделок с акциями.