«Нужно защитить будущее этого предприятия». Глава Минпрома рассказал, что будет с заводом имени Кирова

Опубликовано
корреспондент отдела General News
Корреспондент отдела Business News
Государство ведет переговоры по приватизации завода / коллаж kursiv.media (ke.kz и Аскар Ахметуллин)

Министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев объяснил, почему государство отменило продажу завода имени Кирова – единственного в СНГ машиностроительного завода по производству торпед. 

«Завод имени Кирова – это оборонное предприятие. К сожалению, по понятным всем причинам поток заказов на этот завод, который приходил к нам из соседних стран, прекратился. Теперь, находясь в такой ситуации, мы сейчас ведем дальнейшие переговоры о  приватизации, но на тех условиях, которые бы защитили права его работников и будущее этого предприятия, его вклад в оборонный комплекс Казахстана», – заявил Шарлапаев. 

Государство было намерено выставить завод на торги 12 марта, однако в начале месяца решило отменить конкурс. Шарлапаев заявил, что отмена связана с необходимостью пересмотра условий приватизации. По его словам, важно, чтобы будущий собственник и дальше развивал предприятие, а не приобретал его для застройки. 

«Все  знают локацию этого завода, все прекрасно понимают, насколько ценна территория этого завода для других целей. Вот такую переориентацию, конечно, со стороны  министерства мы не поддерживаем и считаем, что этот завод нужно развивать как производственное предприятие, а не как площадку для застройки», – отметил Шарлапаев. 

Он добавил, что министерство ставит перед собой первоочередную задачу максимально загрузить предприятие гражданскими заказами. Оно будет принимать решение о приватизации завода «в стабильной обстановке, а не под давлением обстоятельств, которые заставляют нас принимать, может быть, очень быстрые и не совсем продуманные решения».

«Наша задача сейчас стабилизировать и потом по итогам принимать решения – приватизировать или не приватизировать. Те решения по приватизации принимались в 2020 году, 4 года прошло и понятно, что надо внимательно посмотреть, прежде чем разбрасываться государственными активами», – ответил Шарлапаев. 

Завод пытались продать с 2017 года. В 2019 году конкурс назначался трижды, однако так и не состоялся из-за отсутствия заявок. Несостоявшиеся торги в  2024 году стали уже четвертой попыткой.

Всего на заводе производят 150 видов продукции, в том числе он выступает единственным производителем торпед с тепловыми двигательными установками на территории СНГ. На предприятии работают более 360 человек. Основными его заказчиками, помимо казахстанского правительства, являлись Россия и Индия.

При этом в пресс-релизе самого завода указывается, что на данный момент предприятие не является военным заводом и исполнителем государственного оборонного заказа. Его основная деятельность сегодня направлена на производство гражданской продукции. 

Предприятие является убыточным. По состоянию на 31 января 2024 года, его общая кредиторская задолженность составляла 2,51 млрд тенге. В 2023 году завод получил доход в 661 млн тенге, а его расходы составили 1 млрд тенге. 

Сейчас предприятие полностью принадлежит нацкомпании «Казахстан инжиниринг», единственным акционером которой выступает комитет госимущества. В Алматы завод был эвакуирован из Махачкалы в 1942 году.

Читайте также