Аналитики предупреждают о последствиях преждевременного снижения базовой ставки

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Почему опасно снижать базовую ставку преждевременно, объяснили эксперты
Фото: Shutterstock

Аналитики Центра исследований прикладной экономики (AERC) предупредили, что преждевременное снижение базовой ставки Нацбанком с начала года может привести к росту годовой инфляции уже по итогам марта. В этой связи они пересмотрели свой прогноз по росту цен на март и апрель в сторону повышения.

«Для общего уровня цен в стране все еще есть как внутренние, так и внешние проинфляционные риски. Поэтому преждевременное снижение базовой процентной ставки Нацбанком с начала года может привести к развороту динамики годового уровня инфляции в Казахстане в сторону роста, судя по прогнозу, уже с марта», — пишут аналитики AERC в свежем обзоре.

В конце февраля Нацбанк понизил базовую ставку с 15,25% до 14,75%. В предыдущем обзоре AERC также называл смягчение денежно-кредитной политики преждевременным. У аналитиков возникли сомнения в приверженности регулятора целям снижения инфляции: сейчас она по-прежнему выше таргета почти в два раза. При этом Нацбанк прогнозирует среднегодовую инфляцию на 2024-й в пределах 7,5–9,5%.

В свою очередь, Kursiv Research в недавнем обзоре сделал вывод, что изменение базовой ставки с января 2021-го по декабрь 2023-го слабо влияло на инфляцию. Рост стоимости кредитов стимулировал дедолларизацию вкладов компаний и населения, а также госдолга, но не охлаждал спрос заемщиков.

Прогноз по инфляции на март, апрель и май

Прогноз инфляции на март пересмотрен в сторону повышения – 9,4% против 8,96% ранее. Месячная динамика в марте ожидается на уровне 0,95% (0,82% в предыдущем обзоре). Оценка инфляции была пересмотрена в связи с более высоким фактическим ростом цен в феврале.

В прогнозе на апрель AERC также повысил оценку годовой инфляции с 8,96% до 9,53%, месячной – с 0,85% до 0,97%. Аналитики отмечают, что такой значительный рост цен обусловлен высокой фактической инфляцией в феврале и переоценкой инфляции за март.

«Эффект высокой базы прошлого года постепенно исчерпывается. В связи с этим, при высокой прогнозируемой месячной инфляции, AERC ожидает дальнейшее ускорение годовой инфляции в апреле 2024 года», — уточнили аналитики.

С учетом фактических данных за февраль и прогноза инфляции на март и апрель, в мае AERC прогнозирует рост цен на уровне 9,84%. Месячная инфляция ожидается на уровне 0,86%.

Что будет влиять на рост цен в Казахстане

Свой прогноз аналитики аргументируют противоречивыми внутренними факторами и неоднозначными внешними. В этой связи проинфляционные риски для Казахстана все еще сохраняются, добавил AERC.

«В феврале 2024 года денежные агрегаты М2 и М3 выросли месяц к месяцу на 0,5% и 1% соответственно. Несмотря на то, что денежная база сократилась на 2,5%, скромные темпы снижения денежной базы в феврале не компенсируют их большой рост в предыдущие два месяца. Продолжающийся рост денежной массы является проинфляционным фактором», — отметили авторы обзора.

В то же время тенге продолжил укрепляться в феврале. Курс нацвалюты в среднем сложился на уровне 449,5 тенге за доллар против 451,28 в январе. Кроме того, в марте Нацбанк собирается продать из Нацфонда валюту на $700-800 млн, что незначительно больше объемов продаж в феврале. Такая тенденция укрепляет тенге, что является дезинфляционным фактором для экономики Казахстана, пояснили аналитики.

Также на ускорение инфляции в Казахстане через импортный канал влияет российская инфляция. В феврале она сложилась на уровне 7,69% (7,44% в январе) год к году и 0,68% (0,86%) месяц к месяцу. На рост цен в России влияет увеличение номинальных зарплат и падение уровня безработицы и бедности до рекордно низкого уровня.

Индекс продовольственных цен продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) в феврале составил в среднем 117,3 пункта. Это на 0,9 пункта, или 0,7% ниже пересмотренных январских показателей. Год к году значение уменьшилось на 10,5%. ФАО отмечала, что снижение индексов цен на зерновые и овощи компенсировало повышение цен на сахар и мясо. Такая динамика, по мнению AERC, указывает на продолжение снижения продовольственных цен в 2024 году, что окажет дезинфляционное влияние на продовольственную инфляцию в Казахстане. В феврале она снизилась до 7,4% с 8,2% в феврале.

В еврозоне месячная инфляция по итогам прошлого месяца резко выросла до 0,6% с -0,4% (дефляция) в январе. При этом годовая потребительская инфляция снизилась с 2,8% до 2,6%. Базовая инфляция, которая исключает волатильные цены на продовольствие и энергоносители, составила 3,1% в феврале против 3,3% в январе. ЕЦБ заявляет, что самым устойчивым компонентом инфляции остаются платные услуги. Такая тенденция схожа с ситуацией в Казахстане, где цены на платные услуги в феврале выросли на 12,8% (12,3% в январе).

«Именно рост цен на платные услуги вносит ключевую роль в сохраняющуюся высокую годовую инфляцию. Данная динамика может сигнализировать о том, что некоторые компоненты инфляции остаются очень устойчивыми в еврозоне, что при прочих равных оказывает проинфляционное давление на экономику Казахстана через импорт», — говорится в обзоре AERC.

Нынешний рост цен на нефть и повышение прогноза мирового спроса на ресурс может неоднозначно повлиять на инфляцию, указывают аналитики. Исторически, высокие цены на нефть имели тенденцию укреплять курс тенге, но в последний год однозначная корреляция не наблюдается, считает AERC. К тому же высокие цены на энергоресурсы также имеют риск увеличения стоимости производства. В своем недавнем прогнозе AERC прогнозировал положительную динамику цен на нефть на апрель.

Годовая инфляция в Казахстане составила 9,3% по итогам февраля, месячная – 1,1%. В предыдущем обзоре AERC отмечал, что тренд снижения инфляции остается очень неустойчивым, что было вновь продемонстрировано резким ускорением месячной инфляции в феврале. По данным официальной статистики, цены на продовольственные товары выросли на 7,4% (в январе – 8,2%), непродовольственные товары – на 8,5% (8,6%), платные услуги – на 12,8% (12,3%). Аналитики обратили внимание, что цены на платные услуги остаются самым устойчивым компонентом инфляции.

В прошлом месяце аналитики AERC прогнозировали инфляцию на февраль в 9,04%, в марте – 8,96%, в апреле – 8,96%. Тогда они предупреждали, что с апреля замедление годовой инфляции может остановиться на фоне исчерпания эффекта высокой базы 2023 года. Последующие тенденции будут зависеть от баланса сил внутренних и внешних факторов.

Читайте также