NCOC, оператор Северо-Каспийского проекта, опроверг разлив нефти возле Кашаганского месторождения на Каспийском море. В компании заявили, что информация об утечке нефти не была доказательно подтверждена.
Контекст. Второго апреля 2024 года глава эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина Чернова сообщила, что 30 марта в районе Кашаганского месторождения на Каспийском море с помощью космического мониторинга выявили нефтяной разлив. В публикации она потребовала ответить на вопросы о том, что произошло на морском комплексе компанию NCOC и областной Департамент экологии Атырауской области.
На следующий день после этой публикации компания NCOC опровергла разлив нефти на Каспии – участок обследовали и не обнаружили каких-либо разливов и утечек. Сейчас морские объекты компании NCOC работают в штатном режиме.
«Информация о предполагаемой утечке нефти, сточных вод или других жидкостей на морском комплексе месторождения Кашаган 30 марта 2024 года, в 7:43 (GMT+5) не была доказательно подтверждена», – говорится в сообщении компании.
В NCOC добавили, что согласно снимкам со спутников 30 марта 2024 года и 2 апреля 2024 года на территории Северного Каспия, в том числе на небольшом участке к северу от острова D месторождения Кашаган, наблюдалось природное явление. На других снимках, сделанных в последующие дни, такие явления уже отсутствовали.
В NCOC отметили, что компания соблюдает все стандарты и экологические нормы и с 2016 года на их производственных объектах не было зарегистрировано ни одного разлива углеводородов. Однако в феврале специализированный суд по административным нарушениям Атырау наложил штраф на NCOC в размере 12,4 млрд тенге за сжигание сернистого газа и сброс вод в Каспий.
На публикацию о разливе нефти отреагировали и в департаменте экологии по Атырауской области. Там заявили, что организуют выезд в море для визуального осмотра и отбора проб на месте добычи нефти, а в случае подтверждения данных, компанию NCOC внепланово проверят.
Кашаган является одним из крупнейших нефтяных месторождений в мире, открытых за последние десятилетия. Коммерческая добыча началась осенью 2016 года. В ходе реализации проект столкнулся с трудностями и незапланированным ростом затрат, а иностранные инвесторы придумали Кашагану созвучное наименование Cash-All-Gone («Все деньги ушли» в пер. с англ.).
Оператором Кашагана является консорциум North Caspian Operating Company. Акционерами NCOC являются KMG Kashagan B.V. (16,877%), Shell Kazakhstan Development B.V. (16,807%), Total EP Kazakhstan (16,807%), AgipCaspian Sea B.V. (16,807%), ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,807%), CNPC Kazakhstan B.V. (8,333%) и Inpex NorthCaspian Sea Ltd. (7,563%).
В сентябре прошлого года правительство спрогнозировало шестикратный рост добычи на Кашагане на фоне претензий к инвесторам.