Зачем объединяются горные курорты Евразии

Опубликовано (обновлено )
Редактор отдела "Недвижимость"

Разнообразие горнолыжных трасс и пеших маршрутов, единый ски-пасс на подъемники и улучшенный сервис при общей экономической выгоде как для клиентов, так и для бизнеса обещают руководители горных курортов Казахстана, России, Узбекистана и Азербайджана, недавно объединившихся в Евразийский альянс.

Фото предоставлено «Роза Хутор»

Приложите ски-пасс к устройству в стартовой арке и начните спуск с горы. А после получите по QR-коду ваше видео с данными о скорости прохождения трассы. Такая программа в тестовом режиме в этом сезоне начала работать на российском курорте «Роза Хутор».

«Благодаря системе предустановленных камер и датчикам скорости мы снимаем видео, которое гость может получить, введя номер ски-пасса. Пока измеряем только скорость. Следующим шагом будет умение оценивать правильность проезда трассы лыжником/сноубордистом», – обещают разработчики системы.

Еще одно нововведение «Роза Хутор» в зимнем сезоне 2023/24 года – возможность посмотреть загрузку подъемников, находясь в верхней точке курорта, чтобы принять решение, по какой трассе лучше спускаться. Или забронировать время пользования подъемником, чтобы не терять время в очереди. Успешный опыт российских коллег уже решили перенять курорты-партнеры Евразийского альянса горных курортов (ЕАГК), в том числе казахстанский «Шымбулак».

ЕАГК существует менее года – он создан в июне 2023-го. На сегодня в него входят пять горных курортов: «Роза Хутор» (Россия), «Амирсой» (Узбекистан), «Шымбулак» (Казахстан), «Шахдаг» (Азербайджан) и Oi Qaragai (Казахстан). Последний стал членом альянса буквально пару недель назад, 15 марта, во время проведения Фестиваля горных курортов в Сочи. На том же фестивале о намерении вступить в альянс сообщили Беларусь, Кыргызстан и Армения.

«Нам есть что обсуждать. Это и обмен опытом, и общие проблемы – перегруженность трасс, очереди на подъемники, экология и распределение антропогенной нагрузки», – перечисляет секретарь ЕАГК Андрей Кукушкин.

«Горнолыжные курорты не конкурируют, это братство. Встречаемся, делимся опытом. В университетах не обучают таким тонким специальностям», – добавляет генеральный директор узбекского курорта «Амирсой» Саидвали Саидходжаев.

Туристы по обмену

Одна из задач созданного альянса – повышение узнаваемости курортов-партнеров в странах их присутствия. В ЕАГК уже могут похвастаться успешными совместными кейсами. «После того как на курорте «Шымбулак» провели день «Роза Хутор», а на курорте «Роза Хутор» – день «Шымбулака», количество туристов, приехавших из РК в РФ, увеличилось ровно в два раза», – делится статистикой представитель «Роза Хутор».

«Многие не знают, что за пределами России есть горные курорты», – добавляет Кукушкин.

«Белорусские туристы с Олимпийских игр знают «Роза Хутор» и обеспечивают курорту хороший трафик. Но ни турбизнес, ни дистрибуция, ни потребитель не знают о других курортах, таких как «Шахдаг» или «Шымбулак». Традиционно наши ездили в Словению, Чехию, Польшу. Сейчас нужны новые локации», – соглашается председатель правления Союза туриндустрии Республики Беларусь Филипп Гулый.

Он добавляет, что хотя в Беларуси и нет полноценных горных курортов (два имеющихся расположены недалеко от Минска на холмах с длиной трасс не более 600 м), но в летний период инфраструктура белорусских курортов может быть интересна любителям активного отдыха из других стран.

«Байдарки, велодорожки (в Минске и окрестностях 70 км выделенной велоинфраструктуры), троллейные трассы – очень много активного туризма. И горные курорты здесь драйверы развития. Весь активный туризм будет следовать вагончиками за горнолыжками», – уверен Гулый.

Для повышения осведомленности о возможностях курортов генеральный директор «Шымбулака» Ринат Абдрахманов предлагает создать единую туристическую платформу. «Как добираться до курортов, их описание и описание предлагаемых турпродуктов. Единая база позволила бы создать концентрацию туристов на одной цифровой платформе», – считает Абдрахманов. На этой же платформе можно будет купить единый ски-пасс на все курорты, его создание активно обсуждают участники альянса.

Кроме того, члены ЕАГК планируют разработать единый календарь ивентов – спортивных и культурных событий. Одним из таких мероприятий может стать гастрофестиваль национальных кухонь.

«Считаю, что у альянса огромная перспектива. Возможно, через несколько лет он станет одним из крупнейших мировых альянсов. Мы на локальных мероприятиях обмениваемся ваучерами на проживание на «Роза Хутор», «Шымбулаке», «Амирсое». Это повышает узнаваемость. Туристы приедут, узнают больше о курорте, будут привлекать друзей, родственников», – говорит председатель правления горного курорта «Шахдаг» Рустам Наджафов.

Он призывает на каждом курорте забрендировать кабинки альянса. Одна такая с брендом «Шымбулак» уже перевозит гостей на азербайджанском курорте. А чтобы быть еще ближе друг к другу, Наджафов предлагает размещать на горнолыжках билборды с веб-камерами, где посетители одного курорта смогут видеть посетителей другого и передавать приветы между странами.

Гостям, посещающим разные курорты в рамках альянса, парт­неры готовы предоставлять скидки и особые условия обслуживания.

«Если приезжает турист, который уже покатался, к примеру, на «Роза Хутор» или «Шахдаге», предлагаю давать ему VIP-статус, чтобы он чувствовал себя особенным и хотел ехать на другие курорты альянса», – продолжает предправления «Шахдага».

«Мы ожидаем серьезную экономическую выгоду для всех, насыщение единого календаря событий. Все эти усилия должны быть направлены на формирование моды на отдых на горных курортах членов альянса, повышение суммарного объема впечатлений, на которых держится вся новая экономика», – резюмирует генеральный директор консалтинговой компании в области брендинга CBI Pioneer Наталья Вишневская.

Говорить на одном языке

«Самое важное в рамках альянса то, что у нас нет языкового барьера. Но есть различия в подходе к определению стандартов качества услуг. Необходимо унифицировать форматы», – отмечает руководитель казахстанского «Шымбулака».

По словам Абдрахманова, курортам альянса необходим общий подход к маркировке трасс, подготовке инструкторов и так далее.

«Наши люди будут мигрировать, и они должны понимать, что им, к примеру, нужен инструктор категории «Б». Можно путешествовать с картой освоенных элементов. Важно задуматься о сертификации инструкторов», – добавляет Татьяна Дунаева, вице-президент российской «Национальной лиги инструкторов», которая уже 25 лет готовит инструкторов по горным лыжам, сноуборду и другим видам спорта.

Филипп Гулый считает, что хотя курортам и трудно будет полностью прийти к единым стандартам, но важно согласовать те вещи, которые однозначно верны с точки зрения профессионалов. «Регуляторы у всех разные. Считаю, что сертификация, классификация и контроль должны оставаться за государством. Но подходы к выработке этих стандартов и сертификации должны исходить от авторитетных организаций, доказавших свои компетенции. Когда мы объясним регулятору, что так предлагают авторитетные коллеги из Сочи и Алматы, эту практику будут брать за основу», – уверен представитель турбизнеса Беларуси.

«Эталоны качества нужно внед­рять, – соглашается Саидвали Саидходжаев, – но с национальными особенностями». По мнению членов альянса, гастро-, этно-, культурная дипломатия и гостеприимство – это важная часть общей программы развития курортов. Этническая культурная изюминка – это то, что будет впечатлять туриста.

Заместитель генерального директора по международным отношениям и туризму курорта «Роза Хутор» Сергей Хворостяный предложил создать комплексную систему оценки качества горного туризма совместно с экспертами Роскачества (некоммерческая организация, включающая отраслевые и бизнес-объединения, государственные ведомства), чтобы можно было обращаться и к туристическим ведомствам, и к регуляторам.

Лица курорта

Инструкторы – это то сообщество людей, которое формирует мнение, на каком горном курорте стоит отдыхать, говорят представители ЕАГК. Эти люди могут передать гостям информацию о курорте, пока стоят в очереди или поднимаются на канатке. К тому же инструктор – это и большой мотиватор, который заставляет клиента возвращаться на курорт, уверены в ЕАГК.

«Ни один сотрудник на курорте не общается столько времени с клиентом, сколько это делает инструктор. Глава семьи доверяет ему своих детей, жену. И от качества работы инструктора зависит впечатление о курорте. Инструктор на час или 10 дней становится эталоном для клиента», – делится наблюдениями вице-президент российской «Национальной лиги инструкторов» Татьяна Дунаева.

Для курортов это повод серьезнее относиться к подготовке инструкторов и их экипировке.

«Инструкторы снежных видов спорта должны общаться между собой, дружить, обмениваться опытом. Нужно проводить мастер-классы для инструкторов. Желательно создавать на горнолыжных курортах активности, чтобы инструктор был задействован круглый год. Это лицо курорта, и когда инструктор снимает куртку, он не должен быть в штанах с вытянутыми коленками», – уверена Дунаева.

Много горных вершин – один ски-пасс

«Сейчас обычные наши гости спрашивают, что они будут иметь от нашего альянса. Интересуются, будет ли единый ски-пасc», – рассказывает Саидвали Саидходжаев. Создание единого ски-пасса – один из ключевых вопросов, который обсуждают руководители курортов ЕАГК.

На курортах альянса действуют отличные друг от друга системы пропуска, различаются и правила. Если на одном курорте допускается передача билетов между разными людьми, то на другом это строго запрещено. Кроме того, даже в рамках одного курорта может быть несколько юридических лиц – у каждого свой подъемник.

Для объединения разнородных пропускных систем курортам предстоит вложиться в инфраструктуру: установить дополнительные серверы, которые будут обмениваться между собой данными по клиенту (включая персональные: имя, фото и т. д.), его проходам и времени, проведенном гостем на курорте. Но прежде партнерам предстоит договориться о том, как делить общую выручку.

«С точки зрения технической части практическая реализация самой системы занимает три-четыре месяца. Соединить интерфейсы вполне возможно. Но договориться нужно с самого начала», – говорит Кирилл Брунин, генеральный директор компании «Аксес Ру», занимающейся разработкой и поставкой на горные курорты пропускных систем.

Если курортам ЕАГК в ближайшие один-два месяца удастся прийти к единому мнению о том, какие билеты выпускать, сколько они будут стоить, как и по каким обменным курсам по окончании сезона будет распределяться между партнерами общий доход, то единый ски-пасс в тестовом режиме может начать работать уже в зимнем сезоне 2024/25 года.

На подъемник по брони

«Шымбулак» за четыре года вырос практически в четыре раза. Сейчас у нас нет понятий «будни» и «выходные» – мы загружены каждый день. А в праздники испытываем катастрофическую нагрузку», – делится гендиректор курорта Ринат Абдрахманов.

«Зимой столпотворение с утра, когда все хотят подняться, и вечером, когда все спускаются примерно в одно время. Летом загрузка более равномерная», – добавляют представители «Роза Хутор». Похожая ситуация в высокий сезон и на других курортах альянса.

«Очереди – это хорошо. Они бывают перед чем-то хорошим, перед музеями например. Перед плохим – не бывают», – шутят представители курортов. Но тут же серьезно добавляют: «Если не будет очередей, значит курорт будет убыточным. Эту проблему полностью еще никто не решил».

«Есть 7–10 дней в сезоне, когда существует сверхспрос. Но эти дни очень важны – сразу во всех телеграм-каналах распространяются видео с комментариями: «Какой ужас!» – говорят представители «Роза Хутор». Задача курортов – контролировать очереди на подъемники в этот период. «Очереди должны быть организованными. Если хаос и кто-то лезет вперед, это недопустимо», – объясняет генеральный директор «Роза Хутор» Александр Белокобыльский.

Чтобы прогнозировать и управлять потоками посетителей на курорте «Роза Хутор», в ИИ положили десятилетнюю статистику по посещениям. Это дало возможность спрогнозировать загруженность склонов и подъемников в ближайшие три часа или в любой заданный отрезок времени. В результате у гостей российского курорта появился сервис, позволяющий в верхней точке принять решение, по какой трассе лучше спускаться, в зависимости от загрузки. Кроме того, посетители могут забронировать очередь на подъемник (в тестовом режиме сервис действует для основного подъемника «Олимпия»). «Как правило, перед закрытием курорта все идут на спуск. И перед ключевыми канатками, ведущими в долину, скапливаются очереди. Мы вводим электронные очереди – человек может записаться на определенное время, когда ему удобно спуститься. Он пройдет именно в то время, на которое зарегистрирован», – говорят на «Роза Хутор».

Внедрить подобную систему уже решили на «Шымбулаке».

«Очереди – это наша насущная проблема. Мы хотим этот опыт (организацию электронных очередей. – «Курсив») перенять у наших коллег и друзей – «Роза Хутор», – говорит Ринат Абдрахманов.

Не бизнесом единым

Большинство успешных горных курортов созданы в партнерстве с государством, показывает практика ЕАГК. Частный бизнес может быть инициатором, но не может быть единственным исполнителем в таких значимых проектах: крупные вложения в инфраструктуру (дороги, коммуникации, подъемники) зачастую не окупаются.

«Огромную роль (в становлении курорта «Роза Хутор») сыграло государство, решившее много ключевых вопросов, которые было бы не под силу решить нам самим: транспортная инфраструктура, очистные сооружения. Это взаимодействие (бизнеса и государства. – «Курсив») было очень успешным. Без этого курорт не был бы в таком виде, как сейчас», – уверен Сергей Хворостяный.

«Наш основной и пока единственный инвестор – это государство. Но мы разрабатываем проекты для инвесторов, мы открыты для них», – добавляет председатель правления горного курорта «Шахдаг» Рустам Наджафов.

Партнерство частного бизнеса и государства при строительстве горных курортов – это то, чего пока практически нет в Казахстане.

«Если применить этот опыт (партнерства с государством. – «Курсив») в Алматинском горном кластере (АГК), мы могли бы решить ряд проблем, в том числе экологических. Строительство подъемников между курортами было бы прорывным проектом и показателем того, как можно распределить антропогенную нагрузку. Это позволило бы создать горный кластер с 150 км трасс, привлекательный не только для внутреннего, но и для евразийского и европейского туриста», – уверен Андрей Кукушкин.

«Государство должно сильно помогать отрасли. Инвестиции в инфраструктуру играют большую роль, особенно в горном туризме. Можно посмотреть пример Андорры – маленькая страна, которая имеет много трасс только потому, что государство вложилось в инфраструктуру. А кафе, рестораны, аренду отдали частникам. Понимание есть. Осталось найти деньги», – резюмирует чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в Российской Федерации Даурен Абаев.

Читайте также