Как вырастить лес в пустыне на месте Аральского моря 

Опубликовано
Шеф-редактор газеты
фото предоставлено Freedom Holding Corp.

Оазис на дне моря

Вокруг во все стороны до горизонта — ничего. Только мелкие белые камешки вдоль накатанной колеи, по которой едет внедорожник. Присматриваешься и понимаешь, что это не камешки, а ракушки — машина едет по дну Аральского моря. 

Точка назначения — Оазис, так называют проект USAID по восстановлению экосистемы на осушенном дне Аральского моря, партнером по проекту выступает исполнительная дирекция Международного Фонда спасения Арала (ИД МФСА). 

«Тут, где вы сейчас находитесь, глубина моря составляла примерно 16-18 метров», — встречает нас заместитель директора ИД МФСА Зауреш Алимбетова

На территории площадью 500 га в рамках проекта идут экспериментальные посадки саксаула. На трех десятках участков (каждый 200 на 250 метров) высажено суммарно 200 тыс.саженцев этого растения. Здесь изучают, какую приживаемость саксаула дают различные методы посадки (механизированная с гидрогелем и без, ручная с гидрогелем, посадки с закрытой корневой системой, посадки с поливом). Даже этому неприхотливому растению непросто закрепиться на почве созданной человеком пустыни Аралкум (при массовых посадках две трети саженцев засыхает). Проект USAID начался осенью 2021 года, посадки саксаула — весной 2022-ого.  

«Самые первые работы, которые мы сделали, это мы провели борозды  для того, чтобы там накопился песок. Саксаул растет хорошо там, где есть песок», — говорит Зауреш Алимбетова. Песок в бороздах тогда накопиться не успел, поэтому первые посадки 2022 года показали низкую приживаемость — 34%. 

В прошлом году были посажены 110 тыс. саженцев, и весенняя приживаемость составила 54%. Правда, из-за жары случился «летний выпад», и приживаемость упала до 47%. «Как бы мы не говорили, что саксаул сильное дерево, для улучшения приживаемости лучше всего первые годы его поливать», — уверена  зам.директора ИД МФСА. 

Проект USAID предполагал бурение скважины, но к прошлогоднему зною не успели.

«Из-за того что сине-зелёная глина оказалась не до 100-150 м, как мы рассчитывали, а до 300 метров, бурили мы в сутки всего буквально 3-4 метра. Мы запоздали, поэтому полив в прошлом году начался поздно,» — объясняет Зауреш Алимбетова.

Посаженные весной 40 тыс.саженцев (и более ранние посадки тоже) в этом году начнут поливать, как только наступит жара. 

фото предоставлено Freedom Holding Corp.

Глубина единственной на дне Аральского моря водяной скважины — 500 метров, температура воды 33°, соленость — 3,8 гр/литр, эта вода пригодна для полива. Возле скважины небольшой водоем — пруд-наполнитель. Еще к одному пруду — для водопоя диких и домашних животных — идет двухкилометровый отводной канал. На этот пруд уже прилетают утки, над оазисом порхают птицы — с появлением воды здесь стало оживленнее. Зам.акима Кызылординской области Бахыт Жаханов полагает, что опыт бурения водяных скважин на дне Аральского моря стоит масштабировать:

«Проект USAID показывает, что воды достаточно, чтобы сажать саксаул, чтобы животные на водопой приходили. Поэтому этот опыт надо распространять — появятся оазисы, лес расти быстрее будет, придут животные, прилетят птицы — как здесь». 

Восстановление биоразнообразия даже доставляет проекту определенные проблемы, поскольку молодые побеги саксаула — пища для мышей и тушканчиков. А на территории оазиса, на осушенном дне, создан питомник саксаула — саженцы здесь выращивают по методу «закрытой корневой системы».  Это позволит посмотреть, как улучшается приживаемость растений за счет привычных почвы и погодных условий, и сократить неизбежные транспортные потери при перевозке саженцев из питомников Кызылординской области.

«Мы боимся за свой питомник и за закрытую корневую систему, потому что молодые побеги для наших мышей, для нашего биоразнообразия представляют хорошую кормовую базу», — сетует Зауреш Алимбетова.

Питомник огорожен, но по другой причине — без этой защиты его за несколько часов может занести солью и песком. 

Вырастить саксаул так, чтобы он принес деньги на новые посадки

Песчано-пылевые бури новейшей пустыни мира поднимают в воздух мелкие частицы соли и пестицидов. На осушенном морском дне остались отложения химикатов, которыми повышали урожайности рисовых и хлопковых полей, ядовитые вещества сюда принесли воды Амударьи и Сырдарьи. Неуемный забор воды из этих рек и привел к экологической катастрофе, которая продолжается — здешние соляные и пыльные бури негативно влияют на весь регион. 

Саксаул на дне Аральского моря высаживают как раз для того, чтобы решить эту проблему. Корневая система этого растения значительно больше его наземной части, она пронизывает грунт и тем самым его скрепляет. 

«Вернуть сюда море мы не сможем, мы можем говорить об оазисном подходе, когда мы будем бурить скважины, вокруг сажать лес. Мы сейчас все — с узбекской стороны, с нашей стороны стремимся тему, чтобы эту территорию озеленить, больше выхода у нас нет, чтобы вот это негатив снизить. И индикаторами посадок леса на осушенном дне у нас уже не должно быть количество, а только качество», — убеждена Зауреш Алимбетова. 

Чем выше будет приживаемость саксаула — тем быстрее зазеленеет пустыня, которая когда-то была морем. На экспериментальном участке для саженцев с закрытой корневой системой приживаемость составила 78% при плановых 50%, делится зам.директора ИД МФСА. 

Проект USAID закончится уже в сентябре. Участок в 500 га продолжит зеленеть — года через три посаженные здесь саксаулы начнут давать семена, и начнется природное зарастание территории. 

Оазис может стать прототипом для проекта, в котором донорские и спонсорские  деньги станут только трамплином для дальнейшего развития. Такой проект будет по настоящему устойчивым — действующие посадки саксаула будут зарабатывать на новые посадки за счет системы углеродных сертификатов. Если утрировать, то схема выглядит так — высадка саженцев саксаула с закрытой корневой системой плюс полив водой из скважины дают высокую приживаемость растений и достаточно быстрое зарастание территории. Организация, которая занимается высадкой саксаулов, получает углеродные сертификаты (за то, что новые посадки поглощают СО2), и продает эти углеродные сертификаты на международном рынке например, нефтедобывающим компаниям. Последние таким приобретением компенсируют свои выбросы СО2. Ну а те, кто высаживал саксаулы — получают деньги на продолжение деятельности и снова высаживают растения.

фото предоставлено Freedom Holding Corp.

Процесс углеродной сертификации в Аральском регионе для добровольных рынков углеродных единиц — первый опыт Казахстана в этом направлении, такая возможность появилась благодаря финансированию со стороны Freedom Holding Corp. 

«Это уникальный опыт для Казахстана, еще никто подобного не делал. В настоящий момент идет согласование деталей участия проекта «Аральские оазисы» в акселераторе углеродных проектов известного международного углеродного сертификатора и стандарта Plan Vivo. Думаю что мы уже на следующий год, к 2025 году, будем какие-то результаты по проекту сертификации иметь», — комментирует президент Корпоративного фонда Freedom Shapagat Баглана Мусина

В 2023 году Freedom Holding Corp. и USAID поддержали проект МФСА по пилотной высадке черного саксаула на 150 га. В 2024 году посредством специального благотворительного фонда Freedom Shapagat и международных доноров планируется оказать содействие в высадке черного саксаула на дополнительных 336 га, а также восстановлении пастбищ на 1000 га в рамках комплексной программы восстановления экосистемы Арала.

Один из продуктов Freedom Bank — карта Araldy Saqta, кешбек по этой карте доходит до 10%, но перечисляется не клиенту, а в Международный Фонд спасения Арала. «Так у людей появляется чувство сопричастности, что не только крупные организации вкладываются в решение этой экологической проблемы», — уверен главный исполнительный директор Freedom Holding Corp. Тимур Турлов. Он добавляет:  

«Это проект, который имеет по-настоящему всемирный масштаб, и касается не только нашей страны. Нам очень важно поддерживать экологическое равновесие, не допустить пылевых и солевых бурь, которые оказывают влияние на климат во всем регионе. И использовать для этого современные технологии и подходы, вовлекать в этот процесс и местное население, и международные организации. Это станет примером ответственного отношения и готовности исправлять ошибки, которые когда-то были совершены». 

В оазисе Тимур Турлов принял участие в посадке саксаула. 

Читайте также