Новости

Контролировать закупки и субсидии. Зачем государству нужен цифровой тенге, рассказали в Нацбанке

О потенциале цифрового тенге рассказал глава Нацбанка / shutterstock

Цифровой тенге может понадобиться государству для борьбы с коррупцией. Об этом заявил глава Нацбанка Тимур Сулейменов на брифинге с участием журналистов. 

В 2023 году в Казахстане началась реализация первой фазы внедрения цифрового тенге. Четыре банка запустили карты с привязкой к цифровому счету. Журналисты поинтересовались у Сулейменова, насколько цифровая валюта сегодня востребована у граждан. 

«Наверное, сложно говорить еще [насколько востребована], потому что огромного объема карт, которые привязаны к цифровому тенге, у нас нет. И я думаю, до конца казахстанцы цифровой тенге еще не почувствовали. Но я здесь хотел бы подчеркнуть потенциал цифровой валюты. Он, наверное, будет больше ощущаться даже не потребителями, а юридическими лицами и в транзакциях с государственными деньгами», – отметил Сулейменов. 

Он напомнил, что для граждан цифровой тенге предоставляет удобство, потому что они могут «запрограммировать» свою карточку так, чтобы с нее не списывались деньги на определенные статьи расходов. Также у пользователей появится возможность оплаты при отсутствии интернета. 

«Но основной потенциал цифрового тенге все-таки лежит в сфере госденег. И там пример очень простой. Допустим, деньги, которые государство направляет на строительство какой-нибудь клиники или школы, могут быть запрограммированы таким образом, чтобы они направлялись исключительно на те нужды, которые были задекларированы – на покупку оборудования, на покупку строительных материалов», – пояснил Сулейменов. 

В таком случае «запрограммированные» деньги не смогут быть обналичены, выведены за границу, потрачены на иные цели недобросовестными компаниями. 

«Есть потенциал [контроля] государственных закупок, субсидий. То есть дали какому-нибудь недобросовестному крестьянскому хозяйству субсидии. Он их взял и потратил на покупку автомобиля. Цифровой тенге полностью исключает такую возможность. Поэтому вот этот потенциал цифрового тенге гораздо более важен, нежели его потребительские свойства для каждого физлица», – объяснил глава Нацбанка. 

Он подчеркнул, что, по поручению президента Касым-Жомарта Токаева, Нацбанк, Минфин и Агенство по противодействию коррупции сегодня сопровождают ряд проектов, которые подразумевают выделение субсидий. 

«Сейчас мы программируем эти деньги и будем на нескольких объектах прокатывать. Если это даст эффект, естественно будем расширять сферу применения цифрового тенге в госденьгах как можно шире», – подытожил Сулейменов.