В Казахстане перерабатывается только 11% формирующихся минеральных отходов. Как предлагают усилить интерес компаний к этому процессу

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
В Казахстане перерабатывается только 11% формирующихся минеральных отходов
Фото: shutterstock

Исполнительный директор республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец предложил обнулить ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при переработке техногенных минеральных образований, оставшихся при добыче металлов.

«В Казахстане скопилось огромное количество ТМО – твердые минеральные техногенные отходы. Мы перерабатываем только около 11% тех объемов, которые образовываются ежегодно, то есть каждый год происходит увеличение. Ассоциация жестко ставит вопрос перед правительством, что нужно решать этот вопрос не путем административных воздействий. Прежде всего, сделать налоговые послабления. Если сейчас мы перерабатываем отходы, то ставка НДПИ такая же, как при переработке полноценного сырья. Это несправедливо», – сказал он в ходе форума MINEX-2024.

В Казахстане в отвалах скопилось более 60 млрд тонн ТМО. В развитых странах перерабатывается около 70–80% всех формирующихся ТМО. По его мнению, чтобы стимулировать переработку ТМО, государству надо предоставить налоговые льготы.

«Поэтому мы ставим вопрос, что по ТМО, принадлежащим недропользователю, это все-таки уже его собственность после переработки. Переработка этих ТМО не должна вообще облагаться НДПИ», – отметил Радостовец.

При этом, по его словам, при переработке ТМО, принадлежащих государству, должна быть пониженная ставка НДПИ.

Кроме того, в АГМП ставят вопрос по возможному лицензированию экспорта металлов.

«Лицензия (на экспорт металла. – «Курсив») может не даваться, если не закрыты внутренние потребности (в этом металле. – «Курсив»), но мы имеем дело с тем, что по многим видам металлов мы добровольно давали металл на внутренний рынок по сниженной на 5% в среднем цене, но по итогам 2023 года по многим металлам нет полной выборки. То есть здесь не только наша задача. Здесь, наверное, задача правительства выстроить другую модель стимулирования переработки металла», – сказал он.

Лицензии должны выдаваться на весь срок действия контракта на недропользование, считает Радостовец. Он также считает, что переработкой металла должны заниматься сторонние предприятия, а не сами недропользователи. Если же государство желает стимулировать перерабатывать металлы самих недропользователей, то оно должно предоставить налоговые льготы, полагает он.

Он отметил также, что государство сейчас не может выделить значительные средства на геологоразведку, в то время как у горнорудных предприятий есть пакет поправок в Налоговый кодекс, который уже был рассмотрен на уровне вице-премьера Казахстана. Глава АГМП выразил надежду, что поправки в Кодекс дадут возможность обеспечить полное исполнение международных требований в части разведочной деятельности.

В ассоциации также предлагают уточнить нормы Налогового кодекса при успешной разведке для отнесения на вычеты всех расходов на геологоразведочные работы вне зависимости от выделения отдельных участков в новые контракты, а также установить вычет по корпоративному подоходному налогу расходов на геологоразведку по твердым полезным ископаемым через действующие контракты на добычу.

При неуспешной разведке по завершении контракта (лицензии) предлагается относить на вычеты расходы на разведку при исчислении совокупного годового дохода по внеконтрактной деятельности, относить на вычеты расходы на разведку при исчислении корпоративного подоходного налога в рамках других контрактов (лицензий) на добычу ТПИ. Также предлагается обеспечить возврат превышения НДС по расходам на геологоразведку независимо от результатов разведки и наличия экспорта твердых полезных ископаемых/продуктов переработки.

Читайте также