Тонна или баррель: в чем Казахстану измерять нефть

Опубликовано
Редактор по постсоветскому пространству издания «Курсив»

«Приближаются сроки завершения соглашений о разделе продукции по Карачаганаку, Кашагану и Тенгизу, значит, скоро начнутся переговоры Казахстана с иностранными инвесторами. Вот на этих переговорах можно будет разговаривать на одном языке», – уверен директор аналити­ческой компании PACE Analytics Аскар Исмаилов. Он имеет в виду не английский язык, он предлагает перевести измерение добытой в Казахстане нефти с тонн на барре­ли, к которым привыкли зарубежные инвесторы. Но игроки рынка и Минэнерго не поддерживают «переход на баррель».

фото: shutterstock

Сложно или легко?

В Казахстане нефть измеряют в тоннах, но периодически приходится «переключаться» на баррели. К примеру, чтобы взыскивать с экспортеров нефти рентный налог, тонны переводят в баррели. Это необходимо, потому что налог зависит от мировой цены на нефть, измеряемой в «бочках» – так дословно переводится слово баррель.

Для конвертации используется коэффициент баррелизации. Он может отличаться у разных партий нефти, у разных месторождений. К примеру, технические характеристики нефти, добываемой нацкомпанией «КазМунайГаз» (КМГ), существенно отличаются от региона к региону. Если смотреть на добывающие операционные активы (Карачаганак, Кашаган и Тенгиз учитываются отдельно как мегапроекты), то самую тяжелую нефть получают в «Каражанбасмунае» – с коэффициентом 6,68. Самая легкая – у PetroKazakhstan, с коэффициентом 7,75. 

«Чтобы правильно установить коэффициент баррелизации, учитывают температурный режим, плотность нефти (по приборам, установленным в начале экспортного маршрута на территории Казахстана. – «Курсив».). Летом, когда температура высокая, нефть становится не такой плотной, как зимой. Измерительные приборы нужно постоянно проверять и калибровать, – указывает на сложность процесса Аскар Исмаилов. – Получается, вместо того чтобы налить нефть в бочку, мы ее пропускаем через приборы, чтобы затем тонны перевести в баррели. А это сложный процесс».

Поэтому он предлагает измерять объем нефти (в баррелях), а не ее массу (в тоннах): «Величина в баррелях будет постоянной для всего Казахстана».

Иначе на это смотрят в Министерстве энергетики. Там указывают, что при массивных или пластовых залежах в пределах одного месторождения в зависимости от глубины пласта и пластовых характеристик (плас­товое давление, нефтегазонасыщенность и т. д.), а также при выходе на поверхность в зависимости от погодных условий и подготовке к транспортировке плотность нефти и коэффициент баррелизации могут меняться.

«Поэтому в одном барреле при переводе из тонн может содержаться разное количество нефти в зависимости от плотности. Таким образом, применяемая на данный момент система измерения (в тоннах) наиболее точная», – уверены в Минэнерго. 

В КМГ добавляют, что благодаря имеющимся химическим показателям в паспортах качества нефти перевод из тонн в баррели и обратно не вызывает затруднений или неудобств.

Их нравы

Еще один аргумент Аскара Исмаилова в пользу барреля – эту единицу измерения используют мировые биржи, где котируется нефть, а также ОПЕК, перед которой у Казахстана есть обязательства по производству нефти. «ОПЕК предоставляет информацию в баррелях. Потом наше министерство энергетики это все переводит в тонны, при этом у разных компаний свой коэффициент баррелизации. Это непонятный процесс», – утверждает Аскар Исмаилов.

«На международных рынках во время торгов нефть измеряют в баррелях, но при оценке запасов используются как баррели, так и тонны, – отвечает на это КМГ. – Месторождения Карачаганак, Тенгиз, Кашаган разрабатываются операторами (КПО, ТШО и NCOC соответственно), которые ведут учет как в баррелях, так и в тоннах. Текущий стандарт обязывает вести учет нефти в трубопровод­ной системе в тоннах».

В NCOC (оператор месторождения Кашаган) согласны, что переход к измерению нефти в баррелях имеет практичные и логические основания, в том числе потому, что «в соответствии с международной практикой измерение нефти осуществляется главным образом в баррелях».

«Тем не менее использование тонн в Казахстане может быть более удобным для конкретных операций или локальных расчетов, – уточняет отдел по внешним коммуникациям компании. – NCOC осуществляет соответствующие расчеты в соответствии с применимыми требованиями».

Последнюю мысль NCOC не раскрывает, но в его отчетах можно найти данные о добыче в баррелях нефтяного эквивалента, в тоннах, в стандартных кубических метрах.

Департамент КПО («Карачаганак Петролиум Оперейтинг») по связям с общественностью и СМИ не ответил на запросы «Курсива», назвав запрашиваемую информацию конфиденциальной. Уточним, что редакция интересовалась мнением КПО о переходе на баррели и коэффициентом баррелизации в КПО.

Компания «Тенгизшевройл» на запрос «Курсива» не ответила.

Чем приманивать инвесторов

Аскар Исмаилов напомнил, что добыча на зрелых месторождениях снижается третий год подряд. «То есть мы придем к тому, что львиную долю нефти будут добывать именно на трех месторождениях – на Кашагане, Карачаганаке и Тенгизе, где в основном присутствуют западные компании, измеряющие нефть в баррелях», – объясняет Исмаилов и предлагает разговаривать с основными партнерами на понятном для них языке – на языке баррелей.

Эксперт считает, что невозможно добиться эффективной работы с инвесторами, если «приглашающая сторона» изначально усложняет работу.

«Я был свидетелем, когда западные партнеры на встрече в Казахстане информацию давали в баррелях, а потом на этом же совещании наши чуть ли не на коленках пересчитывают тонны в баррели. Это усложняет переговорный процесс. Если мы обратимся к высказываниям президента, что нужно упрощать процедуры для инвесторов, то из этого, наверное, также следует, что Казахстан как приглашающая сторона должна разговаривать на языке инвестора», – говорит Исмаилов.

По его мнению, такие изменения должно внедрять министерство энергетики. Минэнерго же апеллирует к закону «Об обес­печении единства измерений». Там указано, что в Казахстане «к применению допускаются единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованной Международной организацией законодательной метрологии в порядке, установленном уполномоченным органом». Иными словами, в Казахстане измерение нефти в тоннах закреплено законодательно.

Метрическая система официально принята не только в Казахстане, но и практически во всех государствах мира. «Кроме США, Либерии и Мьянмы (Бирма), – указывает на исключения КМГ на своем сайте. – Но поскольку именно США являются крупнейшим потребителем черного золота на планете, остальные как добывали, так и продолжают добывать нефть тоннами, а продавать ее баррелями».

В ассоциации KAZENERGY уточнили, что международные рынки, в первую очередь рынок Северной Америки, используют американскую систему (Field). Чтобы перевести Казахстан с метрических тонн на баррели при оценке запасов, объемный коэффициент придется считать в системе Field. Для этого придется переходить на соответствующие измерения длины, объема, давления, плотности, то есть на футы, psi (фунт-сила на квадратный дюйм) и так далее.

«Для привлечения инвестиций требуется корректно считать извлекаемые запасы полезных ископаемых. Из всех факторов наиболее привлекательными для инвесторов являются, помимо запасов, налоговый режим в стране, преференции и пути сбыта», – перечисляют в KAZENERGY.

А вот в каких единицах измерения даются данные по извлекаемым запасам – вопрос скорее технический. «Это не оказывает влияния на размеры этих запасов и достоверность таких данных», – считают в ассоциации.

Аскар Исмаилов с сожалением указывает на то, что в Казахстане все инициативы, которые идут снизу, блокируются, потому что это создание проблемы для чиновников.

«У нас решения принимаются, когда поручение приходит сверху. Поэтому аргументы за баррель, наверное, надо доводить до администрации президента или до самого главы государства. И если он уже озвучит это поручение, то его начнут исполнять», – заключает эксперт.

Секретный ингредиент

Директор аналитической компании PACE Analytics Аскар Исмаилов говорит, что Министерство энергетики Казахстана для перевода тонн в баррели использует коэффициент баррелизации 7,3.

«Хотя в Казахстане вся нефть разная: на Карачаганаке легкая, на Тенгизе и Кашагане тяжелая. Соответственно, если использовать один коэффициент для всей нефти, то это неправильно», – высказывает свою точку зрения Исмаилов.

Однако Министерство энергетики отрицает, что использует в своей работе коэффициент баррелизации, и уточняет, что ведет отчетность исключительно в тоннах.

На вопрос, каким образом Минэнерго взаимодействует с ОПЕК и передает данные о выполнении-невыполнении обязательств о добыче нефти, в министерстве ответили так:

«Мы данные им не даем: они сами нам говорят, сколько баррелей мы добыли. Мы сами хотим понять, как они высчитывают: у нас-то в тоннах всё. Если посчитать (коэффициент баррелизации, который ОПЕК применяет к Казахстану), то 7,55. А как они это считают, непонятно. Этот коэффициент официально не давали».

В ОПЕК не ответили на запрос «Курсива» о том, каким образом устанавливается коэффициент баррелизации для Казахстана.

Читайте также