«Вдова Клико», Гевюрцтраминер и другие шедевры: любимые вина великих людей

Опубликовано
винный блогер и основательница проекта о вине и путешествиях YOURWINEHUNTER
Королева Великобритании Елизавета II никогда не скрывала своей любви к вину. Фото: Getty Images.

Как ни крути бокал, вино — это не только напиток с историей, но и напиток истории. Когда мы узнаем, что наливали себе в бокал известные люди, то лучше чувствуем эволюцию вина, осознаем различия в традициях и вкусовых предпочтениях разных эпох.

Любопытным способом прочувствовать его эволюцию, понять различия в традициях и вкусовых предпочтениях разных эпох — это узнать, что наливали себе в бокал известные люди. Будь то Бетховен, Сальвадор Дали или Елизавета II, понять предпочтения известных людей любопытно, а блеснуть эрудицией перед деловыми партнерами за ужином еще и приятно.

Выбор правителей

Наполеон Бонапарт отдавал предпочтение Бургундскому Gevrey-Chambertin. Сделав однажды глоток этого вина, он решил больше никогда с ним не расставаться. С тех пор во всех походах за императором следовал обоз, наполненный легендарным Пино Нуаром. Пристрастия Наполеона разделял и А.С. Пушкин, плативший за Gevrey-Chambertin огромные деньги, которые частенько брал в долг.  Попробовать вина Gevrey-Chambertin можно и сейчас, и мне было бы безумно интересно устроить сравнительную дегустацию лучших винтажей 19го и 21го веков. Пока на это способно лишь мое воображение, но кто знает, до чего дойдут технологии?

Карл Великий так же обладал отменным вкусом. Его фаворитами были Анжуйское из Долины Луары и белое из долины Рейна. Однако, больше всего он любил Пино Нуар с холма Кортон в регионе Бургундия. Последнее не пришлось по душе его супруге, поскольку оставляло неэстетичные пятна на бороде императора. Чтобы угодить королеве покладистый Карл тут же приказал высадить на холме Шардоне. Cейчас Corton Charlemagne это — один из лучших Grand Cru Бургундии. Если верить легендам, однажды с Карлом случилась интересная история: во время путешествия вдоль берега Рейна он случайно заметил, как быстро тает снег на одном из южных склонов. Император счел это знамением Божим и отдал приказ высадить там виноградники, производство вина делегировав сыну, Людовику I Благочестивому. Так появился знаменитый Cru Schloss Johannesberg. Сейчас одноименный замок с видом на Рейн — одно из самых красивых мест Германии, а не только региона Рейнгау.

Королева Великобритании Елизавета II никогда не скрывала своей любви к вину и даже коктейлям. Перед обедом Елизавета предпочитала английский джин с французским аперитивом на основе крепленого вина Dubonnet, лимоном и льдом. В обед она выпивала сухой джин с мартини, в конце – вино с кусочком шоколада. День королевы практически всегда заканчивается бокалом шампанского, хотя если бы я была королевой, то я бы скорее день с шампанского начинала.

Вдохновение творцов

Вино являлось источником вдохновения для многих творческих личностей: писателей, художников и музыкантов. Эрнест Хемингуэй в своем романе «Прощай, оружие» писал: «Что мешает писателю? Выпивка, женщины, деньги и честолюбие. А также отсутствие выпивки, женщин, денег и честолюбия». Хемингуэй не представлял свою жизнь без вина, и это находило отражение в большинстве его произведений. Его излюбленным вином было насыщенное и крепкое Амароне из итальянского региона Венето, а Венецианский бар «Гарри» до сих пор привлекает туристов будучи излюбленным местом Хемингуэя и других знаменитостей: Вуди Аллена, Чарли Чаплина, Альфреда Хичкока.

Есть среди писателей и любители игристого. Марина Цветаева писала о винах Шампани «Шампанское вероломно, А все ж наливай и пей!», а Георгий Иванов — «Шампанское взоры туманит». 

Для А.С. Пушкина шампанское с его «шумной пеной» — символ «юности безумной». В «Евгении Онегине» встречаются строки «Вошел: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул сок».

Кстати, знаете ли вы, о какой такой комете говорил классик? Имеется в виду шампанское «Вдова Клико» винтажа 1811, посвященное легендарной Комете «1811» — самой большой и самой яркой комете 19-го столетия. Мадам Клико, будучи предпринимателем от природы, оказалась еще и хорошим маркетологом. Она утверждала, что именно комета подарила шампанскому столь уникальный вкус и аромат. Публика пришла в восторг от такого заявления, и незадолго до окончания войны 1812 года в Россию были контрабандой отправлены 10 000 бутылок игристого со специальными этикетками «Вино из Бузи, 1811, года Кометы».

Несмотря на явно завышенные цены, распроданы они были моментально! Винтаж 1811 года до сих пор считается одним из лучших в истории не только для региона Шампань, но и для Бордо. После жаркого и засушливого лета в средней Европе наступила исключительно теплая осень. Все это вызвало необыкновенный урожай винограда, как по изобилию плодов, так и по высокому качеству вина, которое из него получилось.

22 апреля 2008 года Лондонская виноторговая компания «Fine Rare Wines Ltd» продала бутылку Chateau d’Yquem 1811 года за рекордную цену в 75,800 долларов Нью-Йоркской компании Cellarworks, специализирующейся на проектировании винных подвалов.

Сальвадор Дали — известный ценитель хороших вин был уверен в том, что вино шлифует грани его таланта. Самым любимым вином Дали была испанская Cava, и как почитатель всего яркого и красочного, Дали пил исключительно Розовую Каву. Об экстравагантности Дали ходили легенды, поэтому неудивительно, что он даже придумал свою собственную классификацию вин, различая их не по сортам винограда, а по эмоциям, которые они вызывают. Классификация достойна отдельной статьи — настолько подробно и осмысленно творец подошел не только к описанию вин, но и к советам по гастрономическим сочетаниям и температуре их подачи.

Например, Божоле, Кот-дю-Рон и Мюскаде Дали относил к винам радости, считая, что они очень хороши для встреч с друзьями. Красное Бургундское, Шатонеф-дю-Пап и Бароло — это Пурпурные вина. Дали утверждал, что во время дегустации именно Пурпурных вин ему хотелось записывать свои впечатления каждые полчаса, прослеживая эволюцию восприятия. Красное Бордо и вина из Германии — вина эстета. К их дегустации нужно тщательно подготовиться, тогда вино ответит взаимностью и подарит удивительный дегустационный опыт, возвращая таким образом оказанное внимание.

Вина рассвета — это Кот де Прованс и другие легкие розовые вина, которые Дали предлагал подавать хорошо охлажденными (от 6°С до 8°С). Легкие вина — Белые Бургундские, вина из Эльзаса. Фруктовые и сухие, они — лучший аперитив, о котором можно мечтать. Щедрые вина — Портвейн и другие крепленые вина; их дегустация требует очень осознанного и даже медитативного подхода. Легкомысленные вина — Шампанское, Креман, Кава. Легкомыслия им придают пузырьки, которые веселят, радуют глаз и щекочат органы чувств.

Винная соната

Относительно недавно мне довелось побывать в Бонне, на родине Бетховена, и я не могла пройти мимо Дома-Музея композитора. Среди старинных музыкальных инструментов, собственноручно написанных композитором писем и прочих предметов быта, там обнаружились существенные доказательства любви Бетховена к хорошему вину. Это совсем неудивительно, так как Бонн находится в центре виноделия Германии, а до лучших виноградников — рукой подать. Бетховен всем винам предпочитал Рейнское вино, и до последних дней своей жизни просил подавать ему любимый Гевюрцтраминер. Это парфюмированное, пряное вино с сильными ароматами тропических фруктов и специй, Бетховен любил и пил до самой смерти.

Читайте также