AERC ожидает первое более чем за год повышение инфляции

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
AERC понизил прогноз по инфляции. Коллаж: Kursiv.media

Аналитики Центра исследований прикладной экономики (AERC) пересмотрели свою оценку по инфляции на апрель-июнь в сторону понижения. В то же время они ожидают первый более чем за год рост годовой инфляции. По их данным, цены в этом месяце в годовом выражении могут вырасти на 9,13%, в следующем – 9,32%, в июне – 9,56%.

Как вырастут цены в апреле-июне

AERC ожидают более низкой инфляции по итогам апреля (9,13% против 9,53% в предыдущем прогнозе) из-за уменьшения фактического показателя по итогам марта. В прошлом месяце годовая инфляция составила 9,1%, месячная – 0,7%. Цены на продовольственные товары за год выросли – на 6,9%, непродовольственные товары – на 8,2%, на платные услуги на 13,2%. Месячная инфляция в апреле, добавили в AERC, составит 0,86% против 0,97% в предыдущем обзоре.

«Стоит заметить, что самым устойчивым компонентом инфляции все так же остаются платные услуги, цены на которые продолжают ускоряться высокими темпами. Важно заметить, что тренд снижения инфляции остается очень неустойчивым, что было продемонстрировано резким ускорением месячной инфляции в феврале и резким замедлением в марте. В предыдущем обзоре, AERC прогнозировал инфляцию на уровне 9,4% в марте, что оказалось выше фактических данных», — отметили аналитики.

В мае годовое значение может вырасти на 9,32%, месячное – на 0,75% против 9,84% и 0,86% соответственно по сравнению с предыдущим прогнозом. AERC отмечает, сто пересмотрел показатель из-за более низкой фактической инфляции в марте и переоценкой показателя за апрель.

«В предыдущем обзоре AERC отметил, что эффект высокой базы прошлого года исчерпан. В связи с этим, при достаточно высокой прогнозируемой месячной инфляции (0,75%), AERC ожидает дальнейшее ускорение годовой инфляции. В июне AERC прогнозирует годовая инфляцию на уровне 9,56%. Месячный индекс потребительских цен ожидается на уровне 0,71%», — добавили аналитики.

Какие факторы будут влиять на инфляцию

По данным AERC, внутренние факторы, потенциально влияющие на рост цен, складываются противоречиво. Денежные агрегаты М2 (наличные деньги в обращении, депозиты овернайт и вклады до двух лет) и М3 (M2 плюс сделки РЕПО, фонды денежного рынка и долговые ценные бумаги со сроком погашения до двух лет) вновь незначительно выросли месяц к месяцу на 0,8% и 0,9% соответственно. Денежная база увеличилась 6,7% в марте. Аналитики поясняют, что рост денежных агрегатов имеет отложенный эффект на инфляцию и является сильным проинфляционным фактором.

Кроме того, в марте нацвалюта укрепилась до 449,74 тенге за доллар против 449,95 тенге в феврале. В апреле Нацбанк планирует продать из Нацфонда валюты на $1-1,1 млрд по сравнению с $748 млн. Данная тенденция укрепляет национальную валюту, что является дезинфляционным фактором для экономики Казахстана, добавили в AERC.

Среди внешних факторов, влияющих на инфляцию, рост цен в России, увеличение индекса продовольственных цен ФАО, инфляция в еврозоне, а также цены на нефть. В соседней стране годовая инфляция замедлилась на 0,02 п.п., до 7,69%, месячная – с 0,68% до 0,37%. Такая тенденция оказывает дезинфляционный эффект на экономику Казахстана через импортный канал.

Цены на продовольствие в мире выросли на 18,3% по итогам марта, что на 0,9% выше пересмотренных февральских показателей. Данный рост является первым увеличением продовольственных цен за семь месяцев. Но несмотря на незначительный рост глобальных продовольственных цен, продовольственная инфляция в Казахстане продолжает снижаться высокими темпами, составив 6,9% в марте против 7,4% в феврале, обращают внимание аналитики.

В еврозоне годовая инфляция снизилась с 2,6% до 2,4%. Базовая инфляция, которая исключает волатильные цены на продовольствие и энергоносители, продолжила снижаться, составив 2,9% в марте против 3,1% в феврале. Месячный показатель при этом вырос с 0,6% до 0,8%.

«Некоторые компоненты инфляции остаются очень устойчивыми в еврозоне, что при прочих равных оказывает проинфляционное давление на экономику Казахстана через импорт», — уточнили в AERC.

На фоне конфликта между Ираном и Израилем стоимость нефти остается на высоком уровне, AERC ожидает еще большего повышения в апреле-мае. Однако, говорят аналитики, влияние высоких нефтяных цен на инфляцию может иметь двойственный характер.

«Исторически, высокие цены на нефть имели тенденцию укреплять курс тенге, но в последнее время однозначная корреляция не наблюдается. К тому же высокие цены на энергоресурсы и неопределенность в мировой геополитике также имеют риск увеличения стоимости производства», — пояснили эксперты

В середине марта премьер-министр Олжас Бектенов поручил правительству и Нацбанку «удержать инфляцию ниже 8%». Он отмечал «чувствительное» повышение цен на рис, яйца, фрукты, напитки, масло сливочное и макаронные изделия в феврале и сделал вывод, что центральные и местные исполнительные органы принимают недостаточно мер.

Он предложил активнее использовать стабилизационные фонды, форвардные договоры, оффтейк-контракты, субсидирование на удешевление стоимости продукции, соглашения с субъектами торговли по обеспечению ценовой стабильности. Кроме того, он указал на необходимость расширять производство импортозависимой продукции и увеличивать посевные площади приоритетных культур, предназначенных для производства социально значимых продовольственных товаров. Акимам регионов Бектенов поручил повысить эффективность деятельности региональных комиссий по выявлению непродуктивных посредников.

Летом 2023 года Нацбанк пересмотрел цель по инфляции с интервальных значений (4–5% на 2023–2024 годы, 3–4% – на 2025-й) на точечное — 5% на среднесрочную перспективу. С мая правительство планирует считать инфляцию по-новому, в этом Казахстану поможет Международный валютный фонд. Среди основных нововведений значатся: формирование месячного показателя инфляции с учетом данных за три недели вместо одной, как сейчас; более репрезентативная выборка товаров для анализа; внедрение экспериментальных индексов для отдельных видов товаров. 

Действующая традиционная система мониторинга инфляции осложнена долгим и ресурсозатратным процессом сбора и анализа ценовых показателей, считают в Бюро национальной статистики. Также будет внедрен национальный каталог товаров для более детального и прозрачного мониторинга цен на социально значимые продукты питания. 

По итогам 2022-го инфляция достигла 20,3%, а к февралю 2023-го ускорилась до 21,3%, что стало пиковым показателем. С тех пор рост цен последовательно снижался. В июле 2023 года он уже составил 14%, в октябре – 10,8%. По итогам января-марта инфляция замедлилась до 9,1%.

Читайте также