Доллар США начал резко укрепляться на снижении ожиданий уменьшения ставок в американской экономике. Однако это грозит сложностями развивающимся странам, так как сильный доллар приводит к падению стоимости коммодитис и негативно влияет на валюты других стран. Особенно в уязвленном состоянии оказались страны, чьи долговые инструменты номинированы в долларах, или зависят от импорта американских товаров.
Причины укрепления
С начала года американский доллар уже подорожал на 4% в этом году по сравнению с корзиной резервных валют, и фундаментальные данные указывают на его возможное дальнейшее укрепление. В частности, в преддверии президентских выборов в США демократы и республиканцы одинаково решительно настроены на поддержку американского производства, что в свою очередь может привести к еще большему дисбалансу роста мировой экономики. К концу 2023 года американская экономика была на 8% больше, чем в конце 2019 года. Тем временем Великобритания, Франция, Германия и Япония каждая выросли менее чем на 2% за тот же период. Более того, иена находится на 34-летнем минимуме по отношению к доллару, а курс евро снизился до $1,07 с $1,10. В результате аналитики ставят на то, что пара американский доллар-евро достигнет паритета к началу следующего года.
По прогнозам Международного валютного фонда, объем производства в США будет расти вдвое быстрее, чем в странах «большой семерки», что вызывает разговоры об «исключительности США» и поддерживает акции и доходность облигаций, увеличивая привлекательность доллара. Так, UBS Asset Management утверждает, что доллар, вероятно, продолжит расти, несмотря на то, что он уже стоит на 20% дороже, чем обычно. Тем временем Wells Fargo Investment Institute отказался от своих предыдущих прогнозов по поводу возможного ослабления доллара к концу года и теперь считает, что доллар продолжит свое восхождение до 2025 года.
«Если другие страны не могут сравниться с ростом и инфляцией в США, то просто нет другого варианта, кроме как покупать доллар. То, что раньше было для нас очень тактической сделкой, стало гораздо более долгосрочным структурным взглядом на укрепление доллара и экономическую мощь США», — говорит руководитель международных ставок в Vanguard Алес Коутни. По его словам, укрепление доллара произошло на фоне целого ряда признаков того, что американская экономика избежала рецессии, которую многие ожидали. В результате устойчивого роста инфляции председатель Федеральной резервной системы Джером Пауэлл не стремится сокращать ставки. Более того, президент Федеральной резервной системы Нью-Йорка Джон Уильямс даже предложил возобновить повышение ставок, если это будет оправдано.
Основное влияние
Сильный доллар обычно повышает цены на американские экспортные товары и снижает цены на импортные. Более того, высокие американские процентные ставки и крепкий доллар генерируют импортированную инфляцию внутри США, которая теперь усугубляется относительно высокими ценами на нефть. Кроме того, компании и страны, привлекавшие кредиты в долларах, сталкиваются с более высокими выплатами. Так, 18 апреля глава МВФ Кристалина Георгиева даже отдельно предупредила мировых экономистов о влиянии этих событий на глобальную финансовую стабильность. В качестве решения все чаще рассматривается международная координация для остановки роста доллара. Начало этого было продемонстрировано 16 апреля, когда финансовые министры США, Японии и Южной Кореи выпустили совместное заявление, выражая обеспокоенность о слабости иены и воны. Это может стать предвестником более активного вмешательства в виде совместных продаж валютных резервов, чтобы предотвратить дальнейшее ослабление двух азиатских валют.
Слабость иены и корейской воны обусловлена разрывом в процентных ставках между Америкой и другими странами. Двухлетние государственные облигации Южной Кореи предлагают доход около 3,5%, а японские — всего лишь 0,3%, в то время как американские государственные облигации с таким же сроком погашения предлагают 5%. Если процентные ставки останутся значительно выше в Америке, инвесторы, ищущие доходность, окажутся перед простым выбором и предпочтут, скорее всего, американские инструменты для инвестиций. Их решения укрепят доллар, то есть они будут все больше поддерживать экономику США. Это приведет к вымыванию средств из экономик развивающихся стран, в первую очередь из Китая, а среди наиболее пострадавших могут оказаться страны, обремененные внешним долгом, которые сильно зависят от импорта из США.
По данным банка Goldman Sachs, в марте Китай потерял около $39 млрд чистого оттока иностранной валюты — четвертый показатель среди всех месяцев с 2016 года — поскольку инвесторы покидали замирающую экономику страны. Юань постепенно ослабевал по отношению к доллару с начала года, и еще более быстро с середины марта, с тех пор как доллар поднялся с 7,18 юаней до 7,25. Как прогнозирует Bank of America, к сентябрю, когда американская предвыборная кампания будет в полном разгаре, курс доллара к юаню может достичь 7,45. Это поставит юань на самый слабый уровень с 2007 года, однако поддержит китайских экспортеров — слабая национальная валюта делает их товары более конкурентными на мировых рынках. Например, дешевые китайские электромобили, которые успешно вытесняют американскую Tesla с мирового рынка, могут стать еще дешевле.
При этом, как заявила президент Европейского центрального банка Кристин Лагард, несмотря на укрепление доллара, еврозона может перейти к снижению ставок в июне, что только усилит расхождение американской и европейской экономик. Более того, даже если Федрезерв вдруг решит снизить ставки, аналитики не ожидают внезапного ослабления доллара. «Снижение ставок Федеральной резервной системы не обязательно приведет к облегчению, по крайней мере, с точки зрения валюты», — считает аналитик по валютным операциям Goldman Sachs Group Inc. Майкл Кэхилл. По его словам, американская валюта набрала такую силу, что ее будет не так просто остановить.