В Таразе прошел 13-й сезон Aspara Fashion Week — единственной в Казахстане международной недели моды «с этническим уклоном». Впрочем, ее основатель, известный дизайнер Айдархан Калиев предпочитает другое определение — «неофольклор». Он работает в этом стиле больше 30 лет и считает, что за ним не только будущее казахстанcкой моды: уже можно говорить о дне настоящем. «Курсив» обсудил с участниками Aspara Fashion Week, есть ли в Казахстане мода и за какие деньги сегодня можно одеться по-казахски.
Мода родом из Тараза
Сначала – необходимая предыстория. В отличие от большинства своих коллег по модному цеху, Айдархан Калиев никогда не хотел поменять место прописки своего бренда (он тоже называется Aspara) на Алматы или Астану. И команды всех международных недель моды, в которых регулярно участвовал и участвует дизайнер, от Милана до Сингапура, должны были запоминать новое слово – «Тараз», а Калиев – объяснять, где находится этот город. Однажды он в шутку сказал, что когда-нибудь организует неделю моды в родных краях и пригласит всех – опять же, от Милана до Сингапура.
Эта шутка стала правдой в 2018 году, и в Казахстан на первую Aspara Fashion Week приехали представители международных Недель Моды – Berlin fashion Week, Serbia fashion week, Lviv Fashion Week, Asian Designer Week и тд., дизайнеры из 22 стран мира и титулованные модели.
Но самое главное: у новой казахстанской недели моды был и остается итальянский партнер — Mad Mood Milano Fashion Week.
Коллекция бренда Aspara на 13-й Aspara Fashion Week. Автор Руслан Молдабаев
Та первая Aspara Fashion Week стала своеобразной «заявкой» – чего можно ждать от нового события в модной жизни Казахстана. Ответ был очевиден: этники во всех ее проявлениях, от цитирования классического национального костюма до современного его прочтения. Причем не только казахского: фото коллекции узбекского бренда Bukhara Brilliant Silk и кыргызского дизайнера Татьяны Воротниковой сразу разошлись по международным СМИ. Но главной целью новой недели моды, которую сразу обозначил Айдархан Калиев, было возвращение казахской культурной идентичности – через современный национальный костюм. Сегодня, через шесть лет, цель остается прежней, но дизайнер считает, что теперь мы к ней намного ближе.
«Иногда у нас можно увидеть традиционные вещи, как, например, в этом году — кимешеки Тілека Султана, — рассказывает основатель недели моды, – Потому что у нас собирается очень много дизайнеров, и мне хочется, чтобы они увидели оригинал и потом могли стилизовать его, не копируя, но и не ошибаясь. Иногда, чтобы «вздрогнуть», мы выпускаем на подиум марки из Китая – получаются своеобразные мастер-классы: как работать с массовым покупателем. Но самое главное: вот уже 13 сезонов мы показываем современные коллекции казахстанских дизайнеров, которыми можно не только любоваться на подиуме, но и купить и носить».
От «фуфайки» до «абайки»
Во время второго сезона Aspara Fashion Week на подиуме появилась модель, которую за рубежом бы потом назвали «знаковой»: традиционный казахский чапан (по крою), но без привычной подкладки. Ткань: шелк с казахским орнаментом и тонкой «бронзовой» вышивкой.
Этот чапан в Доме моды «Асыл-Дизайн» до сих пор пытаются заказать. А многие другие бренды с успехом используют эту идею. Вот только иногда они называют свои изделия не чапанами, а «абайками» — от «абайи», традиционной одежды арабских женщин.
Коллекция Маржан Маршалл
«А мои стеганые чапаны, пальто и жакеты сначала называли «фуфайками», — говорит дизайнер из Атырау Маржан Маршалл. – Надо мной смеялись, говорили, что я шью одежду «для дачи», «для аула». Я отвечала, что зато на даче и в ауле в моей одежде будет не только комфортно, но и красиво».
Когда Маржан Маршалл начинала, в «нефтяной столице» Казахстана модные дамы носили исключительно Prada и Dolce & Gabbana. Сегодня тоже носят, но, как в их шкатулках нашлось место для огромных серебряных казахских перестней «құдағи жүзік» рядом с Cartier и Graff, так в гардеробах среди мировых люксовых брендов можно увидеть казахские бешметы и платья. В том числе – от локального атырауского бренда Маржан Маршалл. Вот только цена на ее изделия сильно отличается от цен на изделия ее знаменитых и не очень зарубежных коллег: за 40-60 тысяч тенге можно купить чапан, за 30 тысяч – платье, причем все это из натуральных тканей.
«Я не хочу, чтобы женщина пришла ко мне в магазин и тут же ушла расстроенная от того, что не может ничего купить, — говорит дизайнер. – Я хочу, чтобы она купила и носила их – вот такая сумасшедшая у меня цель, и, конечно, это совсем не бизнес-идея и не бизнес-стратегия».
Впрочем, Айдархан Калиев считает по-другому. «Элементарное правило: деньги должны делать деньги. Можно поставить максимальную цену и сидеть, ничего не продавая, а можно сделать надбавку в 30% и существовать за счет оборота, при этом выпуская хорошие вещи».
В шоу-румах его бренда цены на чапаны примерно такие же: 50 тысяч тенге. Несмотря на его длинный послужной список. Как говорит Айдархан Калиев – «многое зависит от самомнения дизайнера». Сам он много лет назад решил, что будет делать «моду для нормальных людей по нормальным ценам».
Вспомнить все
Среди участников 13 сезона Aspara Fashion Week немало таких дизайнеров и модных домов, у кого есть собственное производство: это Ирина Набоко (Тараз), «Мария Ханым» (Уральск), Madame Aisu (Атырау), Rakhima Fashion (Алматы), LU-IL Fashion (Уральск) и другие.
«Происходит естественный отбор, — говорит Айдархан Калиев. – Кто-то создает две коллекции, искусственно завышает на них цены, соответственно, дело не идет, и он отказывается от этой работы, чаще всего с формулировкой, что его не оценили и не поняли. А кто-то постоянно ищет и пробует, причем по всем направлениям, от сырья до идей, и однажды какая-то идея «выстреливает». И это может быть даже простая футболка с казахским принтом».
Коллекция Кулян Жангутты
Впрочем, участники 13-го сезона Aspara Fashion Week – и те, кто делает достаточно дорогие вещи, и те, для кого важна доступность их изделий – солидарны в одном: в последнее время им стало легче. Причина проста и очевидна: казахская одежда вошла в моду. Но не та, что представляли себе при словах «национальный костюм» жители Казахской ССР еще лет 40 назад: невыносимо пышные платья со множеством мелких оборок и узкие жилеты с псевдо-казахским орнаментом огромного размера. В моду возвращается настоящее традиционное (те же мужские чапаны и прямые широкие женские платья) и неофольклор, где национальное скорее угадывается – в полузабытом, но таком удобном крое, в узких полосках орнамента, в использовании войлока и кожи. То есть та самая казахская одежда, о которой в советское время говорили «не прошла проверку временем», сегодня снова становится популярной — спустя почти 100 лет после того как от нее отказались.
Какую роль в этом сыграла Aspara Fashion Week – единственная международная неделя моды в Казахстане «с этническим уклоном» — сказать сложно. Но мировой опыт говорит о том, что начиная с XX века национальные и порой тоже полузабытые мотивы сначала появлялись на подиумах (Yves Saint-Laurent, Kenzo, Dolce & Gabbana) и по достоинству оценивались, а потом их начинали использовать многие марки, в том числе и из масс-маркет сегмента. Так было со знаменитым скандинавским орнаментом, с мексиканскими вышитыми блузами, с индейскими пончо – список можно продолжать долго. Тем более, что у нас есть свой собственный пример: тонкий чапан с казахским орнаментом бренда Aspara, который последние пять лет пытаются повторить — на разные лады — многие отечественные марки.
Фото предоставлено Aspara Fashion Week